«Большое волшебство» от Элизабет Гилберт: 12 шагов к наполненной и творческой жизни

Элизабет Гилберт проснулась знаменитой после экранизации автобиографического романа «Есть, молиться, любить». Но чтобы ее героиню сыграла Джулия Робертс, писательнице пришлось пройти долгий путь. Она работала официанткой, няней, продавщицей, и все это для того, чтобы все свободное время посвятить писательству. Почему она не попыталась построить карьеру в другой сфере? Была ли уверенна, что однажды напишет книгу, которая ее прославит? Ответ на страницах «Большое волшебство. Творческая жизнь без страха». Элизабет просто всегда хотела заниматься творчеством. Без выходных и не размениваясь на что-то другое. Опыт, которым она делится на страницах «Волшебства» будет полезен многим. По сути, здесь ты найдешь разрешение наслаждаться творчеством и заняться прямо сейчас тем, что тебе нравится.

1. Прими свое право быть творцом. Творческий потенциал заложен в каждом из нас, только большинство боится в это поверить, и не пытается развиваться в этом направлении. Творческая жизнь – это необязательно уйти в горы, бросить работу и просить у знакомых донейшн на жизнь. Можно два раза в неделю заниматься балетом или кататься на коньках, просто потому, что тебе так хочется. Можно устраивать раз в месяц званый ужин, экспериментируя с кухнями народов мира. Проявлять творчество можно по-разному. Главный индикатор творчества – чувство радости и легкости, наполняющее каждую клеточку во время этого процесса.

2. Переступи через свои страхи. Страшно всем. Я думаю, ты точно сможешь написать собственный список, почему ты боишься делать то, к чему тянется душа. Страшно не найти свою нишу. Быть непонятой. Облажаться. Показаться смешной. И еще 100/500 «страшно». Но страх – это очень скучно. Страх ограничивает движение. Единственное послание, которое он передает тебе – стоп. Каждый раз, когда ты хочешь проявить себя, он шлет тебе как сигнал SOS, предупреждение, что выходить из дома опасно. Но у тебя достаточно силы, чтобы преодолеть страх и отправиться в путешествие всей своей жизни.

3. Сотрудничай с идеями. Гилберт предложила свою концепцию, как «работают» идеи. Как человек, посвятивший творчеству всю свою жизнь, она сделала кое-какие наблюдения и заметила принципы работы вдохновения. «Идеи живут на нашей планете так же, как люди, животные, растения. Идея – бестелесная, энергетическая жизненная форма. Идеи живут отдельно от нас, но могут с нами взаимодействовать. У них есть сознание и воля. Они руководствуются только одним импульсом: стать явными, проявиться в физическом мире. И единственный способ для них – это наладить сотрудничество с человеком». Поэтому идеи бесконечно кружатся вокруг нас, подыскивая тех, кто поможет им воплотиться. Когда идее кажется, что она кого-то нашла, она пытается обратить на себя внимание.

Ты можешь не заметить ее в своей вечной занятости, тревогах и стрессе. Но идея будет махать тебе, чтобы ты взглянула на нее. И, если ты все-таки ее услышишь, то почувствуешь, как по телу разливается приятное волнение, которое означает приближение вдохновения. Обстоятельства будут складываться таким образом, чтобы ты не смогла выбросить ее из головы. Ты будешь повсюду видеть знаки, встречать нужных людей. Просыпаться по ночам и отвлекаться от рутинных дел. Идея не оставит тебя в покое, пока не завладеет твоим вниманием. И тогда тебе придется принять решение, будешь ли ты работать с ней.

4. Отвечай «да». Вариантов ответа на заманчивое предложение идеи, только два. «Да» или «нет». И легче, наверное, сказать «нет». Потому что на тебе тогда не будет лежать груз ответственности. И ничего не произойдет. Обычно многие отказываются. «Нет, нет, спасибо. Нас и так все устраивает». Но если ответить «да», начнется фейерверк. Новая интересная жизнь. «Только не вздумайте выбрать роль «творца-мученика», — предупреждает Гилберт. «Просто сотрудничайте с вдохновением: полноценно, скромно и радостно». И в таком случае твоя жизнь просто станет более наполненной смыслом, яркостью и фаном. Ведь, творчество, в первую очередь об удовольствии.

5. Действуй быстро. Идеи всегда ищут с кем бы заключить такой договор о сотрудничестве, ведь их главная цель – родиться в форме фильма/проекта/песни/текста/научного открытия. Поэтому они не рискуют, рассчитывая на одного человека, а шлют импульсы и другим людям. Этим объясняется, почему часто одинаковые идеи выстреливают одновременно у нескольких людей. И как одна идея становится в какой-то момент очень популярной. Например, как сейчас происходит с украинскими издательствами. Их становится все больше. Переводят новые книги, публикуют неизвестных авторов, хотя раньше такого не было. Идеи никому не принадлежат, они просто ищут проводников для реализации.

Элизабет пишет, что у нее так было с «Есть, молиться, любить». Сотни людей во время автографсессий обвиняли ее в том, что она украла их историю, их жизнь. И впрямь, вроде простая идея тревелблога, а именно ее история стала такой популярной. Но Элизабет, как только нащупала эту идею, тут же за нее ухватилась и не отпускала пока не поставила точку в последнем предложении. Да, идеи уходят, если про них забывать или откладывать до лучших времен. Что это значит? Идеи нужно хватать и работать с ними сейчас. Не ждать пока пройдет тяжелый год, заработаешь миллион или будет хорошее стечение обстоятельств. Потому что пока ты ждешь удобного момента, «твою» книгу напишет кто-то другой, «твое» издательство или коворкинг откроет кто-то другой, а ты так и будешь торчать на нелюбимой работе.

6. Разреши себе заниматься творчеством. Многие боятся проявлять себя, из-за того, что ждут разрешения какой-то высшей инстанции (которая никогда его не даст). Тебе ни у кого не нужно просить разрешения. Поступай так, как тебе хочется, и не жди одобрения. Заведи блог, сними короткометражку, запиши курс лекций по экологии, начни шить сумки. Делай это для удовольствия, без оглядки на других. Творчество не принадлежит только избранным. Оно для всех. Мы все избранные. У каждого из нас есть тело и сущность, которые идеально подходят для сотрудничества с вдохновением. И оно ищет тебя до сих пор. Пришло время сказать ему «да». Можешь прямо сейчас, громко заявить самой себе: я – дизайнер/писательница/фотограф/кондитер. Или, если пока не определилась с тем, в какую сторону хочешь пойти, скажи: «Я не знаю точно, кто я, но мне очень интересно об этом узнать».

7. Выбирай аутентичность. Согласись, многих останавливает страх недостатка оригинальности. «Все уже было», «обо всем уже написали», «я не смогу выделиться», — такие отговорки мешают нам попробовать свои силы и что-то создать. Уже задолго до Шекспира большинство из тех сюжетов, за которые он взялся, считались банальными. Все повторяется. Но как только ты вложишь в какую-то идею свой собственный запал и видение, эта идея станет твоей. Не нужно изобретать велосипед. Попытки выглядеть оригинальными обычно выдают себя натянутостью и неестественностью. Достаточно делать то, что тебя привлекает, но без фальши. Пусть мысль и повторится, но с твоим уникальным видением и способом подачи. Это как с кофейнями, сотни которых открылись в Киеве. Идея одна – готовить кофе людям. Но реализуется она совершенно по-разному, под разными соусами, в зависимости от того, кто ее открыл.

8. Просто наслаждайся. Тебе необязательно спасать мир своим творчеством. Действуя из принципа «хочу помочь себе», часто можно принести пользу другим. Но если начинать что-то делать «ради других», такой мотивации может не хватить на долгий творческий путь. Это твои мечты и мир не обязан оплачивать их. Главный смысл творчества в самом творчестве. Как когда-то сказал Джон Леннон: «Мы были просто группой». А то, что они были невероятно крутыми и заряжали миллионы людей, получилось благодаря тому, что они кайфовали от того, что делали.

9. Делай для себя, а не ради денег. Успех, как богатая дама, может оставить в наследство дорогую машину парню, который хорошо подстриг газон. Никогда не знаешь, у кого «выстрелит». Это как с интервью Юрия Дудя. Да, он делает их профессионально, но не он один, и не он первый придумал брать интервью, материться в кадре и задавать неловкие вопросы гостям. Но у него миллионы просмотров, а у кого-то при такой же отдаче и сотни не наберется. Не обязательно превращать любимое занятие в основную работу и требовать, чтобы оно тебе содержало и платило по счетам.

10. Не жди, когда появится «достаточно» времени. Лучшие романы писались за час в день. Относись к поиску лазеек для творческого процесса, как к свиданиям с любовником. Ни у кого нет времени просто сидеть и писать книги/музыку/шить одежду и полностью посвятить себя процессу. Но это не помешало, например, Герману Мелвиллу написать «Моби Дика». Если найдется хотя бы полчаса на страстное свидание, супер, буду творить!

11. Попрощайся с перфекционизмом. Действуй, каким бы ни был результат. Выпусти то, что рвется наружу. Даже Марк Аврелий убеждал себя, что имеет право написать свои работы, пусть и не станет вторым Платоном. Кстати, хорошая новость, которая поможет перестать стремиться к идеалу: про нас никто не думает, всем плевать, что ты там напишешь или сделаешь. Повторяй это как мантру, если тебе страшно поделиться своим мнением, идеей, сделать первый шаг из-за страха осуждения или насмешек, что это не дотягивает даже до нулевого уровня. Всем некогда, у всех свои жизненные драмы. И это повод для радости: все мы свободны и можно делать все, что захочется. К тому же, сделанное – лучше идеального. Пока кто-то стремится отшлифовать все грани, сомневается и думает, как довести до идеала, другой просто доделывает до конца и идет дальше.

12. Иди за своим интересом. Слова «Следуйте за своей страстью, и все будет хорошо», вообще ни о чем. Потому что если ты понимаешь, где твоя страсть, ты уже мчишься за ней на всех парах. Но что делать тем, кто не знает, куда хочет себя вложить? Идти за интересом. Здесь есть зацепки, которые выведут тебя в нужном направлении. Просто спроси себя «Что мне интересно? Хоть что-то? Хоть немного?». Даже если это совсем мелочь, из этого семена может вырасти нечто большое.

Комментарии