Дети дождя: как распознать аутизм у ребенка

Последние годы все чаще стало звучать слово “аутизм”, ранее практически не произносимое вслух в наших просторах обитания и не часто встречающееся «там, на Западе». Сегодня, можно сказать, что аутизм стал достигать пандемических масштабов – по данным Всемирной Организации Здравоохранения, количество детей с этим диагнозом растёт на 13% в год. В Соединенных Штатах Америки, где хорошо развита диагностика в этой сфере, по статистике, 1 из 68 детей имеет аутизм. А Еще 40 лет назад, лишь 1 на 5000.  В Украине официально зарегистрировано лишь около 3000 детей с аутизмом. На самом деле, ситуация такая же, как во всем остальном мире, но системы диагностирования такого расстройства развития ребенка как аутизм, у нас практически нет. Из-за отсутствия массового информирования людей о проблемах аутизма, многие семьи не догадываются, что странное поведение их ребенка, возможно, является проявлением расстройства аутического спектра (РАС). Многие сталкиваются с тем, что «профессионалы» из медучреждений утверждают, что ребенок «перерастет ещё», «это же мальчик, еще заговорит», или же впадают в другую крайность, диагностируя ребенку шизофрению, со всеми вытекающими из этого кругами ада для родителей и ребенка: стационарное обследование в психдиспансерах и прием тяжелых препаратов. Что, в свою очередь превращает, и без того нуждающегося в реабилитации, ребенка в «овощ».  Потому, очень важным моментом является информирование населения о том, что такое аутизм и какими бывают его проявления, как вести себя с такими детьми и какие есть способы реабилитации и социализации человека с расстройством аутического спектра.

Что такое аутизм? Простыми словами, это расстройство развития ребенка, при котором он отличается от обычных детей своим поведением, восприятием окружающего мира и способностью к обучению и взаимодействию с внешним миром. Существует много гипотез и исследований на тему аутизма, но ни один мыслитель или учёный ум не способен на 100% достоверно сказать что это за «болезнь», откуда она взялась, почему так быстро прогрессирует в нашем обществе и как это лечить. Есть лишь зафиксированные типы отклонений в развитии разных характеристик и разной степени тяжести, которые на сегодняшний день объединены под названием Расстройство Аутического Спектра (РАС). Нет двух одинаковых детей с РАС и нет одной пилюли, которая способна снять эти симптомы и вернуть ребенка к норме. К каждому ребенку с РАС необходим индивидуальный подход в диагностике и реабилитации. И в большинстве случаев раннего диагностирования (до 2 лет), если ребенком стали интенсивно заниматься, симптомы аутического спектра удавалось снижать, порой до минимума и такие дети могли учиться в общеобразовательной школе, ВУЗе и даже работать и заводить семью. То есть, становились «нормальными». Если же упустить момент, затянуть и не вовремя «спохватиться», ребенок может уйти в себя и закрыться для внешнего мира, делая невозможным его социальную адаптацию, или попросту говоря, в будущем такой ребенок будет зависим от опекуна и не сможет функционировать самостоятельно. Потому, критически важно как можно раньше выявить «тревожные звоночки» и как можно раньше начать бороться за будущее ребенка.

На самом деле, родителям легче заметить аутизм у их ребенка еще до постановки диагноза. Так, люди, у которых уже был старший ребенок с РАС, могли распознать отклонения в развитии у младшего еще на первом году его жизни. Люди же незнающие всегда надеются, что их ребенок «перерастет» проблемное поведение, еще заговорит и относят такие отклонения к особенности характера отпрыска, тем самым упуская драгоценное время.

Как распознать РАС у своего ребенка? Критической точкой обычно выставляют возраст 18 месяцев. Обычно, 1,5-годовалые дети уже являются «маленькими взрослыми», имея определенный словарный запас и пародируя поведение старших. Если же это не так, стоит присмотреться к малышу.

Возможно, у ребенка аутизм, если к 18 месяцам он:

кажется глухим. Когда к нему обращаются или просят о чем-то он делает вид, что не слышит;

не смотрим в глаза и всячески избегает зрительного контакта. Даже если держать его голову перед лицом, старается убрать взгляд в сторону;

не реагирует на появление родителя в комнате, не встречает папу с работы и абсолютно равнодушен к любым другим посетителям;

не указывает пальчиком на нужный предмет, а манипулирует рукой взрослого для достижения интересующего предметы или еды;

не играет с другими детьми. Может находиться рядом с другими детками на площадке, но не проявляет интерес к общей игре, занимаясь сам собой;

производит странные монотонные движения руками, часто вращается вокруг своей оси или без устали бегает по прямой из одного конца комнаты в другой;

выстраивает предметы или игрушки в ряд или строит из них пирамидку;

«странно» играет: использует для игры только неигровые предметы (напр. кухонный инвентарь, утюг и т.д.) или акцентируется на какой-то отдельной части игрушки, например, крутит колесико трактора, но никогда не возит его по полу;

— может долго рассматривать что-то, как, например, вентилятор, механические часы, движущуюся пыль в лучах солнца, свои руки и т.д.

навязчиво включает и выключает свет в комнате;

— залазит под диван, в шкаф и подолгу сидит там;

не переносит прикосновений, не любит объятий с близкими, в т.ч. с мамой;

— ест несъедобные предметы;

— ходит на носочках;

— имеет проблемы с мелкой моторикой и координацией движений;

— не любит посещать новые места, ходит на прогулку по «накатанной» программе;

— имеет высокую тревожность по отношению к неожиданным предметам или действиям, например боится велосипедов, садиться на высокий стульчик или шума от пылесоса;

— не даёт постричь себя или пристегнуть в авто-кресле, отказывается купаться и мыть голову;

— кусает, царапает себя, бьется головой о пол или стены;

— не чувствует температурный режим: может не давать надеть на себя теплую одежду зимой или наоборот – тепло одевается летом;

— отсутствует понимание опасности, может выбежать на оживленную проезжую часть или стоять на подоконнике при открытом окне;

— слишком переборчив в еде, ест лишь ограниченный перечень продуктов (в основном, крахмалосодержащие);

— и т.д.

Ребенок с аутизмом абсолютно по-другому ощущает мир вокруг себя и себя в этом мире. Он может быть очень чувствителен к прикосновениям, запахам, звукам, текстуре предметов или консистенции еды и его «плохое» поведение – может быть просто протестом или способом показать, что ему не комфортно или плохо. Ведь, другого способа коммуникации он может не знать или не понимать. Потому, не стоит думать, что кричащего в супермаркете ребенка плохо воспитали родители и он капризный или плохой. Он просто другой и идет по другому пути развития, отличным от привычного.

Для семей с аутичным ребенком обычный уклад жизни может быть невозможным из-за его «плохого» поведения. Такой семье сложно сходить с ребенком в ресторан, в кино, поехать на отдых. Обычный визит в поликлинику или поездка в общественном транспорте может стать пыткой. Если в такой семье есть другие дети, они могут страдать от отсутствия внимания, потому что все свое время родители уделяют «проблемному» ребенку. А отношения между родителями могут портиться в виду постоянного стресса, отсутствия отдыха и недоступности простых радостей, которые могут себе позволить семьи с обычными детьми. Потому, повторюсь, очень важна ранняя диагностика для того, чтобы дать возможность семье «вывести» ребенка из аутического спектра или хотя бы минимизировать симптомы, давая шанс нормально функционировать всей семье.

Что делать и к кому идти?

Если поведение и характеристики вашего ребенка совпадают с вышеперечисленными примерами, следует обратиться к следующим специалистам:

— первая отправная точка – это консультация педиатра, который даст направления к узким специалистам и общие рекомендации по особенностям ухода за ребенком, если есть такая необходимость;

— детский психиатр поможет в постановке диагноза. Не стоит пугаться «страшного» слова психиатр, это всего лишь узкий специалист, который занимается нарушениями психического развития. Он поможет определить примерно в какой части «спектра» находится ваш ребенок, даст рекомендации по специальной литературе для родителей, режиме дня ребенка и направит по необходимости к дополнительным специалистам;

— консультация невропатолога так же необходима, поскольку при аутизме у детей часто сопутствующим заболеванием являются судороги и эпилепсия. Невропатолог исследует есть ли патологии в мозгу и нервной системе, направит на необходимые анализы и исследования;

отоларинголог нужен для проверки слуха ребенка. Детям с аутизмом рекомендуется сделать аудиограмму для того, чтобы понять присутствуют ли у них нарушения слуха и восприятия звука, что может мешать коммуникации и развитию речи;

гастроэнтеролог нужен в случае нарушения обмена веществ у ребенка, если наблюдаются постоянные запоры, диареи, не усвоение еды, рвота, пищевая аллергия;

генетик поможет подтвердить или исключить генетическую составляющую проблемы.

После того, как ребенок прошел все исследования и на основании полученных результатов, ваш лечащий врач должен составить схему лечения (если есть проблемы, с ЖКТ или нервной системой). В нашей стране, чаще всего, реабилитация ребенка ложится на плечи родителей, которые сами выискивают специалистов, ломятся во все двери и пробуют все способы «лечения болезни», о которых слышали или читали. У нас нет централизованного учреждения, которое бы вело людей с РАС от постановки диагноза до социальной адаптации. Занимаясь самолечением, родители могут навредить ребенку, выбирая не подходящий для него метод, как например, стимуляция мозга электрическими импульсами или Томатис-терапия, там где нет в этом необходимости. К тому же, многие процедуры могут быть очень дорогостоящими и существенно ударять по хрупкому семейному бюджету. Потому, для реабилитации ребенка с РАС, лучше обратиться в специализированные центры по работе с такими детьми, где выберут оптимальную программу обучения ребенка, подготовки к школе и помогут с контактами хороших проверенных специалистов.

По ссылке — список зарекомендовавших себя организаций и благотворительных фондов по Украине, которые занимаются работой с детьми и подростками с РАС (будет пополняться):

http://Аутизм.com.ua/

2 апреля – всемирный день распространения информации о проблемах аутизма. Поделившись информацией об этой проблеме, вы можете помочь маленькому человечку и его родителям вовремя определить наличие проблемы и начать длинный путь к её решению. Аутизм невозможно полностью «вылечить», но его проявления можно минимизировать и подарить человеку шанс комфортно чувствовать себя в этом мире и дарить радость своим близким. Наше общество, к сожалению, привыкло негативно относиться к «иным», к не похожим на нас, людям и избегать контакта к людям с ограниченными возможностями или особенностями развития. Для нас они должны быть изолированными от общества и не портить общую картину. Но это устарелое и абсолютно варварское отношение к особым людям, которые должны иметь шанс комфортно чувствовать себя среди остальных участников социума и получать такое же удовольствие от жизни и мирских радостей, как и мы. Потому, по возможности, лучше улыбнуться человеку, который выглядит «немного странно», чем смущенно отвести от него взгляд и с пониманием отнестись к капризам «невоспитанного» ребенка. Возможно, именно ваше понимание сейчас как глоток свежего воздуха, необходим родителям таких детей, которым и так сейчас очень сложно.

Комментарии