Развитие детей путем игровой деятельности: мастер-класс Елены Куликовой «Я умею играть»

Воспитание ребенка — достаточно сложный процесс, который требует не только интуитивного подхода, но также и специального обучения родителей тому, как следует правильно общаться с детьми. Наверное, именно поэтому на мастер-классе Елены Куликовой «Я умею играть» собралось такое большое количество молодых мам и даже пап, педагогов и девушек, которые готовятся к появлению малыша на свет. Мы не могли пропустить семинар одного из лучших современных педагогов по работе с детьми — Лены Куликовой, чтобы научиться правильно адаптировать игровой материал под индивидуальные особенности ребенка. Методики Елены дают поразительные результаты как в работе с обычными детками, так и в адаптации для детей с особенностями развития. Самыми важными моментами из семинара в Киеве, который прошел 7 июля в конференц-холле «Депо» готовы поделиться с вами прямо сейчас.

Я не читаю никаких книг — честно, нет времени. Дети, которые приходят ко мне круглый год — и есть моя книга. Все дети разные, требуют индивидуального подхода, и это невозможно прочитать все в книге.

— важность применения игровых пособий

Если правильно применить игрушки, то можно развить все виды памяти, речь, улучшить концентрацию внимания. Сделать игровое пособие можно в домашних условиях — например, волшебную коробочку из обуви, обклеив ее пуговицами, лентами, фетром (здесь решает все ваша фантазия). Такие боксы развивают и учитывают сразу ряд моментов:

  • форма
  • цвет
  • величина
  • конструирование
  • работа по схеме
  • память
  • математическое предложение
  • развивает речи
  • музыкальные игрушки
  • чтение
  • логическое мышление
  • ориентация в пространстве
  • профессии
  • окружающий мир

 — время занятия с детьми

Дети занимаются 40-45 минут.  Задача педагога — развить усидчивость, не нарушая психику ребенка. 

 — виды моторики

  • Мелкая моторки — пальцы (на концах пальцев находятся нервные окончания, которые отвечают за развитие всех функций головного мозга); 
  • Тонкая — вся рука (ее тоже надо развивать, делать вращения руками, держать ладошки над столом);
  • Общая — все тело (необходимо давать ребенку физическое развитие). 

Важно, чтобы в дошкольном возрасте ребенок научился владеть своим телом, занимался физкультурой. Очень важна для развития «пальчиковая гимнастика» — мы поем, ребенок слушает и пытается повторять, что мотивирует его на развитие речи. За каждым словом — действие. Работают обе ручки и ребенок развивает память. Слышать, петь и повторять — это уже три действия. Многие дети именно после пальчиковой гимнастики начинают говорить. 

 — межполушарная связь

Важно развивать и левое и правое полушарие. Начиная с занятий в детских садах и школах, повышенное внимание уделяется развитию аналитических способностей ребенка. Именно поэтому для многих родителей более актуально развитие правого полушария у ребенка — чтобы оба полушария развивались параллельно.

Я начинаю заниматься с детьми с 8 месяцев. Я все проговариваю, перекладываю, пропеваю. Самая большая ошибка — давить на ребенка и заставлять его делать то, к чему он еще не готов.

 — эмоции

Дети реагируют на мои эмоции, и это формирует их позитивное отношение ко мне. Мы не ставим четко поставленных задач, мы учимся с предметами, играя, сравнивая, складывая их. 

Что помогает мне увлекать детей? Эмоции! 

— таймеры

На своих занятиях я часто использую игры с таймерами — «заводилки», песочные часы, кухонные таймеры и так далее. Так как большинство детей не могут воспринимать информацию при наличии даже минимального шума, со временем они учатся не обращать на отвлекающие звуки внимания и могут концентрировать на том, что им нужно сделать. 

Цифру нужно показать — ребенок должен знать цифру зрительно и уметь воспринимать ее на слух.

— цвет

Пособия для цвета:

идем в магазин и покупаем две упаковки кухонных губок разных цветов. Берем любые четыре цвета и импровизируем: «Посмотри, какие дома! Нам надо их достроить!» Поднимаем губки, как тяжелые кирпичи: красную губку важно положить на красную — готов красный дом! Так поступаем со всеми цветами. «Ой, как тяжелый кирпич!». В основе обучения — эмоции!

берем дома цветную бумагу, создаем гаражи разного цвета, берем машинки и завозим на разноцветные листы бумаги: одну машину в красный гараж, вторую — в зеленый! и так далее;

берем цветные пластмассовые шарики, отрезаем верхушку от пластиковых бутылок, на каждую приклеиваем цветную бумагу и распределяем цветные шарики по соответствующим цветам. 

На каждом занятии придумывайте новую, интересную игру, и ребенок с удовольствием будет ждать вашего урока! 

— величина

Дети должны уметь мыслить не только категориями «большой/маленький», но и разделять предметы, людей на высокий, низкий, длинный, короткий. В этой связи можно сделать игру с разноцветными шнурками разными по длине. Каждый раз, доставая новый шнурок, можно акцентировать внимание и на его цвете и/или на длине (здесь единственное ограничение для вариации — возраст ребенка).

— память

Хорошо развивают память игры на запоминание предметов. Сначала предложите ребенку запомнить несколько предметов, проговорите их название, а затем накройте их стаканами и задавайте вопрос: «А где же зайка, ежик?» Ребенок должен попытаться правильно указать на предмет, выбрав из всех вариантов один загаданный вами.

— математическое представление

Знание цифр от 1 до 10 ничего не значит. Если мы даем цифры, то позволяем с ними познакомиться и на слух, и зрительно, чтобы ребенок усвоил эти цифры. 

Когда ставишь ребенку цель, мотивируешь, заинтересовуешь, то ему есть куда направлять энергию — и тут уже не до капризов.

— предлоги

Важно, чтобы ребенок ориентировался в предлогах «на», «над», «за», «под». Вы можете взять стакан и игрушку — например, «зайка над стаканчиком, зайка перед стаканчиком…». Я ставлю 10 кубиков и беру 10 разных машин (“машина на кубике»), выбираю один предлог, который буду закреплять на этом занятии. В следующий раз обыгрываем новый предлог, затем — повторяю два предыдущих. Одно занятие — один предлог.

— профессии

Мы мало говорим своим детям о том, чем занимаемся на работе. Дети, как правило, знают четыре профессии — доктор, учитель, полицейский и пожарный, но все профессии нужны и все профессии важны. В играх с ребенком я не просто называю род деятельности героя, но и обыгрываю каждую профессию — собираю чемодан с инструментами, беру вату, таблетницу, шприц, бинт, и мы едем на скорой помощи, если речь идет о докторе. Приезжаем в место назначения, а там животные, и они просят о помощи. Я беру пластырь и начинаю лечить: “У собачки болит спина — задача ребенка приклеить пластырь”. На следующем занятии мы возьмем другую профессию. Таким образом за год ребенок узнает 20-30 новых профессий. 

Чтобы понять готов ли ребенок в школе, нужно отвести его к педагогу-психологу. 

— фонематический слух

Слуховое восприятие малышу помогают развивать специальные детские приемники. В домашних условиях можно обойтись без дополнительных развивающих игрушек. Так, к примеру, приходите домой и говорите малышу: “Знаешь, сегодня с нами будут говорить домашние предметы”. И ребенок слушает шум машинки, чайника, крышки от кастрюли, кипящей воды, клавиатуры…

Эта история не про раннее развитие. Моя история про то «как играть» с детьми, направляя их, помогая в решении индивидуальных трудностей в развитии.

Конечно, это далеко не весь спектр знаний и эмоций, которые были доступны каждому из 350 слушателей мастер-класса в Киеве. Для тех, кто хочет получить большей информации, подписывайтесь на @leno4ka_kulikova. Учите ребенка, играя, преподносите новый материал в игровой и непринужденной форме, и будет вам счастье в работе с нашим будущим — нашими детьми!

Комментарии