Саша Годяева об арт-терапии, практике Сандао, вибрациях картин и грядущей выставке

О современном искусстве мы знаем ровно столько, насколько расположены к работам того или иного автора. Если бы посещению выставки предшествовал такой же теплый и откровенный разговор, как у редакции Fireinspire с художницей Сашей Годяевой, то мы бы не смотрели удивленно на творения искусства, а «исцелялись» бы им. Саша Годяева — это «человек и пароход», умещающий в своем хрупком теле таланты художницы, иллюстратора, учителя Сандао, арт-директора, а теперь еще и автора увлекательной выставки, двери которой откроются для всех желающих уже в 6-го октября. Пообщавшись с Сашей, редакция Fireinspire узнала о важной миссии искусства перед социумом, о всепоглощающей духовности, вибрациях картин и истинном назначении человека.

Саша, с какого момента ты стала уделять больше внимания своему духовному развитию? И как пришла к тому, что стала обучать разным практикам?

После учебы в институте Марангони и работы в фешн-индустрии я приняла непростое решение вернуться в Киев. Я вернулась в Украину, еще какое-то время побыла в Киеве в свободном плавании, а потом устроилась работать в американское рекламное агентство Leo Burnett арт-директором. Но меня надолго не хватило: через год я уже окончательно поняла, что офисный стиль жизни со своим ненормированным графиком по сути не оставляет человеку времени на жизнь, на то, ради чего он живет: на общение с близкими, наслаждение природой.

Саша Годяева 2

После этого, я думаю, что уже была ментально готова к переменам и совершенно логически у меня произошел переломный период — я уехала в Непал в Гималаи на месяц, где была полностью предоставлена самой себе, и занималась всем тем, чего я в своей жизни никогда не делала раньше: молчала, ходила, смотрела на потрясающую природу. Это был мой первый поход. В этой связи важно отметить, что я всегда была городской, немного «принцессой», которая любила комфорт и чистоту, а тут случился резкий поворот на 360 градусов: я поехала в страну, где совершенно иные культуры, ритмы, люди, другие критерии той же чистоты. И в какой-то момент на основании группы, в которую я попала, мне вдруг стало понятно насколько все в нашей жизни условно: когда люди не имеют доступа к комфорту, когда головная боль и бессонница становятся нормой, начинает проявляться все плохое. Я стала это видеть не только в себе, но и в других людях. Вся эта картина меня очень потрясла, потому что в городе у нас были все шансы завуалировать свои недостатки, а там — нет. Я тогда впервые почувствовала, осознала, что мы приходим в этот мир для того, чтобы стать людьми. Мы рождается живыми существами, но для того, чтобы стать человеком, нужно серьезно трудиться и своими мыслями, и поступками — это тот опыт становления человека, к которому каждый из нас должен стремиться. Сейчас я понимаю, что это была первая поездка с серьезными осознаниями, личными преодолениями, со сложными ситуациями, которая меня встряхнула во всех смыслах. Конечно, я не могла вернуться в Киев прежней. С момента своего возвращения я начала читать много литературы, изучать религию, отдавать всю себя этапу познавания нового, этапу чистого интереса.

Если человек не верит в энергию, это говорит об уровне его невежества. Это уже никакая не эзотерика, а наука, доказанный факт.

Расскажи о практике Сандао — что это вообще такое? И как ты к ней пришла?

Практика Сандао ворвалась в мою жизнь очень стремительно. Мой партнер Дима Кунин — основатель пространства Makoto Dojo — в какой-то момент осознал, что нужно делать такой центр, пришло время воплощать в жизнь его давнюю мечту. Очевидно, что это место настолько было необходимо людям, что они начали очень активно появляться, предлагать что-то — помощь, практики, знания, поддержку. Однажды Диме в мессенджере Facebook написал некий Мастер Ю — в тот момент с Димой они не были знакомы. Они начали время от времени общаться, а потом Дима увидел совершенно случайно, что Мастер Ю находится недалеко от Украины. Они списались, и Дима узнал, что Джей Шин Ю  — практикующий Мастер по Сандао, но каково было его удивление, когда стало известно, что мастер Ю — известный учитель, который путешествует по всему миру, а его ученики — голливудские звезды, реализованные люди. Вскоре Дима набрался смелости, и предложил Мастеру приехать в гости в Украину. Когда он впервые приехал, мы не знали, как рекламировать событие, кого приглашать на первый семинар, ведь это было что-то совершенно новое и неизвестное для наших краев. То, чем занимается Мастер Ю, не ограничивается учениями Сандао, так как Сандао — древняя корейская практика, а его учения — квинтэссенция всего того, что Мастер когда-либо изучил. Встретиться с такими людьми, подружиться и болтать по скайпу — огромное счастье.

Где ты черпала вдохновение для оформления студии?

Все образы я вижу в голове картинками. Я — визуал, который воспринимает мир через визуальные образы. На самом деле, все эти способности — ясновидение, яснослышание — может развить в себе каждый желающий, и фантазия — одно из проявлений этих способностей. Но чем больше я занимаюсь практиками, тем более конкретными становятся эти видения, и когда я занималась Makoto Dojo, то просто начала видеть, что в будущем здесь будет очень много детей, а у Makoto игривый детский нрав. Сегодня в Makoto занимаются целые группы малышей — в отдельные дни доходит до 150 человек. Ничего не было заранее спланировано: я просто почувствовала, что нужны изображения, которые будут с одной стороны наивными, с другой — вдохновляющими, и я увидела эти образы.

Какое место в твоей жизни занимает искусство?

Я училась в художественной академии в Киеве, после которого продолжила образование в Италии в институте Марангони. Сейчас я уже созрела для создания собственного проекта.

Я не вижу никакого смысла в том, чтобы люди раз в неделю шли куда-то в йога-студию, уделяли время духовности. Для меня духовность — это когда вы готовите еду своему любимому человеку, когда стоите в пробке, где все нервничают, а вы находите внутри себя покой и наслаждаетесь тем, как жизнь бурлит вокруг, как одно втекает в другое, как вы, совершенно потрясающим образом перемещаете тело из точки А в точку Б, как чувствуете пульсацию города. Духовность — это когда вы обнимаете любимую подругу после долгой встречи, когда находите в себе силы простить человека, на которого обиделись, когда улыбаетесь соседской бабушке с маленькой собачкой — вот это вот все духовность. И искусство, на мой взгляд, — это очень мощное проявление духовности. Я считаю, что у деятеля искусства повышенная ответственность перед социумом, ведь то, что он вкладывает в произведение искусства, обладает большой силой.

Расскажи, как работает арт-терапия? Можно ли с ее помощью исцелять психологические травмы? 

Арт-терапия — это и есть жизнь. Мы в осознанности исцеляем себя, наслаждаясь повседневным искусством. Без всего этого рисование хаотичных пятен на листе бумаги, экспрессивное выбрасывание красок на холсты кажутся полным идиотизмом. Если не понимать, что все в жизни имеет определенный смысл и последствия, тогда вообще становится непонятной вся концепция терапии. Вы творите искусство во всем: в том, как готовите еду, как одеваетесь, общаетесь с людьми, наносите макияж. Просто в моем случае это искусство ярко выраженное: есть цвета, которые по-своему влияют на психику.

Когда человек хочет что-то нарисовать, он руководствуется логикой. Мне потребовалось более пяти лет, чтобы отойти от этих канонов, и начать рисовать из сердца, из души.

Когда я говорю про образы, которые излучают вибрации, я говорю про гармонию — то, что нас исцеляет. Почему люди хорошо себя чувствует себя на природе? Потому, что природа — это совершенно гармоничная вибрация. Моя будущая выставка наполнена достаточно природными образами, поэтому в них заложена высокая вибрация. Я стремлюсь к тому, чтобы люди умели выражать свое состояние в цветах, образах, сочетаниях, самостоятельно создавали искусство.

Расскажи о будущей выставке: как долго к ней готовилась, как возникла идея создания, какая главная тема твоих работ?

По-настоящему о выставке я начала думать еще пять лет назад, но готовилась к ней, однозначно, всю жизнь, потому что весь мой опыт, все, чему я научилась, что вобрала в себя, будет представлено на ней. Спустя годы внутренней активной работы, медитаций, практик и путешествий, я пришла к этому моменту, когда готова показать и рассказать.Тут важно отметить, что мир, в котором мы живем сегодня, полон концепции, люди стали ограничивать себя правилами, условностями. То, чем я занимаюсь, находится вне формата, концепций и условий: это чистая энергия, которую я пытаюсь передать через призму своего восприятия.

Человек черпает энергию извне, которая благодаря манипуляциям заходит в тело и оно расслабляется, приходит в баланс. Я верю, что деятель искусства ничего не может придумать самостоятельно: все так или иначе уже существует в нашем мире. Деятель искусства — он трансформатор, который переводит одну энергию в другую. Моя выставка на этом и построена. Если говорить про классический формат галереи, то мои картины в этот формат не вписываются, они находятся вне тенденций. Те картины, которые я создаю, видео-образы — все они создаются из определенного состояния (кто-то называет его медитативным, состоянием прозрения — вариантов много), когда ты полностью очищаешь свой ум от мыслительного процесса и освобождаешь его разными способами — дыхательными практиками.

Я создаю не только образы, но и музыкальное сопровождение, атмосферу, в которую человек может полностью погрузиться. Это как глоток свежего воздуха в очень душном помещении. Моя цель — сделать так, чтобы человек через это окно вышел к себе, на воздух. Понимание того, что это нужно делать, что в этом есть высшая цель и смысл, было настолько очевидным, что оно три года внутри меня говорило: «Тебе нужно это сделать». Я понимаю, что есть люди, которые не все поймут или не поймут вообще, есть люди, которые посмеются, но найдутся и те, для кого выставка станет откровением.

В искусстве нет места эгоизму. Я настраиваюсь на то, что все заслуги от выставки будут взращивать мою суть, а не эго. Мне очень хочется, чтобы люди приняли духовность как базу, и учились с детства этим базовым вещам. Каждый должен взрастить в себе понимание, что он должен что-то делать, что он должен улучшать мир. А пока этого не случится, мы будем двигаться по тернистому пути, постоянно падая, разбивая себе лоб, задыхаясь от собственного невежества и глупости.

Открытие выставки состоится 5 октября, 7-го октября я проведу практику, а в воскресенье на закрытии пройдет Public talk, в рамках которого я смогу ответить на вопросы.

Я бы хотела катализировать открытие творческого потенциала, который есть у каждого человека. Люди используют творческую энергию постоянно, но они об этом не знают. По сути любая идея, которая рождается у нас в голове, — это творческая энергия. То, что использую я, направлено на очищение каналов творческой энергии, которые загрязняются из-за питания, негатива, образа жизни — это то, с чем я работаю, что прошла сама.

Саша, что для тебя значит счастье?

Счастье – это одно из состояний, которое обладает высокой вибрацией. Но мир устроен так, что постоянно находиться в этом состоянии и быть человеком нельзя. Я не вижу ничего плохого, чтобы человек испытывал грусть, меланхолию, сострадание — это такие состояния другого характера вибраций, которые тоже есть. Если взять состояние человека и переложить его на график, то получится синусоидная волна, но какая будет частота этой волны, мы определяем нашей осознанностью.

Текст: Анна Набиева

Фото: Антон Чехов

Детали выставки: Sasha Godiaieva Solo show

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Комментарии