Учение-мучение: Как найти своего учителя и нужно ли это

uchitel-yogi1

uchitel-yogi1

В восточной традиции отношения ученик – учитель священны и глубоко ценятся. Считается, что у человека очень хорошая судьба, если по жизни ему суждено встретить своего Гуру. Уважительное, почтительное отношение к наставникам воспитывается в детях с малых лет и не зависит от финансового вознаграждения, которое родители отдают за обучение. В сторону учителя непозволительно направлять стопы, а о том, чтобы жевать на уроке бутерброд или полулежать на занятии и речи быть не может. Согласно восточной философии, если ученик не почитает своего учителя, то полученные знания не принесут ему пользы в будущем.

В западном мире, наоборот, все большую популярность набирает модель взаимодействия с учителями как равный с равным, или даже ученик главный (он платит деньги) – преподаватель подчиненный (наемный рабочий). Такие отношения не приносят никому пользы, и чем более свободные нравы в поведении детей, тем хуже они усваивают материал. Потребительское отношение к учителям, дискредитирует профессию и притягивает в эту сферу людей, жаждущих лишь наживы, а не передать знания и вырастить достойную личность.

Если вспомнить всех своих учителей, то с наибольшей благодарностью мы вспоминаем именно строгих, принципиальных, временами жестких преподавателей, а их предмет спустя даже много лет не стирается из памяти. Такие наставники не только передают необходимые знания, но и учат дисциплине, умению преодолевать трудности, ценить и уважать свой и чужой труд.

Прекрасно, когда в жизни попадаются учителя, которые нас вдохновляют и восхищают, получать от них знания легко и приятно. Но жизнь — это не сказка с идеальными людьми.

Зачастую мы видим недостатки в своих преподавателях, кто-то не нравится внешне, у кого-то неприятный голос, кто-то слишком строгий и требовательный, а кто-то наоборот слишком мягкий. Первая реакция в этом случае уйти, но что, если в этот момент мы упускаем прекрасную возможность открыть себя с другой стороны?

Лично у меня всегда были сложности с восприятием преподавателей, которые разжёвывают информацию, повторяют по несколько раз одно и то же, и медленно добираются до сути. Чем больше я раздражалась по этому поводу, тем больше людей такого склада характера приходило в мою жизнь. Поразмыслив над этой ситуацией, я поняла, что главный урок, который мне необходимо усвоить — это урок терпения.

Постепенно я стала менять свое отношение, мысленно благодарила своих учителей за их вдумчивость и последовательность, и раздражение ушло. А на его место пришло чувство восхищения этими качествами и желание привнести их в свою жизнь.

Еще один учитель в моей жизни обладал очень глубокими знаниями в интересующем меня предмете. Найти другого специалиста такого уровня практически было невозможно, но моя личная неприязнь к человеку и его методу преподавания не давали мне сосредоточиться на теме. Вместо того чтобы впитываться знания как губка, я внутренне сопротивлялась и искала в его лекциях не состыковки, спорила, источала сарказм и скептицизм во все стороны. Тогда мой учитель, индус по национальности, рассказал историю о том, как он получал эти знания. Как ловил каждое слово своего наставника, служил ему и терпел его вздорный нрав. Я искренне устыдилась своему поведению, и, не смотря на разногласия, перед каждым занятием мысленно кланялась своему гуру. Дальнейший процесс обучения шел намного лучше.

В западном мире не принято проявлять смирение, каждый пытается выделиться, показать, что знает больше преподавателя и при любом удобном случае утереть ему нос. Но искренняя благодарность и уважения, открывают ваш разум и сердце.

Учителем для нас может стать любой человек, и чем сильнее наша негативная реакция, тем более значимой является эта ситуация. Предлагаю вам покопаться в себе и найти причину таких эмоций, вместо того, чтобы сотрясать воздух словами: «Ух, какой болван/тугодум/деспот». Как это не жестоко прозвучит, но в первую очередь нас раздражают те качества в людях, которые есть и в нас самих, возможно, в менее проявленной степени. Посмотрите на этого человека как в зеркало, и поблагодарите за то, что он вам показывает, примите эту сторону вашего характера, и вы будете поражены, насколько поменяются отношения.

Второй вариант — наши полные противоположности. Это необъятное поле для саморазвития, при должном уважении к друг другу и открытости можно увидеть свои слабые стороны и сразу получить пример как с ними справляться.

Если вы находитесь в поисках своего наставника, оглянитесь вокруг, он всегда рядом, просто не в той форме, в которой вы ожидали. Сегодня это городской сумасшедший, завтра раздраженный шеф или капризный ребенок. Относитесь к ежедневным встречам как к мини урокам, и благодарите всех учителей на вашем пути. А перед сном очень полезно поразмышлять над событиями прошедшего дня и подумать, что вы смогли извлечь из сегодняшнего опыта.

Прекрасных вам учителей!

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Комментарии