В погоне за сокровенным или как буддизм помогает приблизиться к счастью

Современному человеку доступно все. У нас есть свобода выбора. Мы можем получить любую информацию. Границы в нашем мире становятся все более условными. Кажется, еще немножко — и ученые нам разрешат совсем не умирать, оставаться всегда молодыми и здоровыми. Живи да радуйся. Что же по-прежнему в дефиците? Счастье.

Если подумать (хотя с учетом свободы выбора можно этого не делать), вся история человечества — это погоня за счастьем. Ради него были и есть семья, войны, изобретения, искусство, пантеон богов, которым можно молиться. Даже себе подобных убивали ради счастья. Но и это не сработало.

Почему так?

Погоня за счастьем и отдельного человека, и целого социума напоминает попытку есть мороженое в сильную жару. Оно такое вкусное, пока о нем думаешь! Но стоит его купить и распечатать, как мороженое начинает таять, капать и течь во всех стороны — жара ведь. Вы не можете им насладиться, побыстрей бы его уже сгрызть и не испачкаться. Удовольствие мимолетно. Может, еще одно мороженое? Может, хоть теперь получится догнать свое счастье, а?

Не-а. Счастье не зависит от внешних условий, оно – внутри нас. Этому учит современная психология и этому же учит система тренировки ума с более чем двухтысячелетней историей — буддизм.

Для многих современных людей религия — это чемодан без ручки. Тащишь его с трудом и не понимаешь, что в нем ценного и зачем это тебе. Но буддизм можно рассматривать не только как религию: это и образ жизни, и наука воспитания ума. Даже если не принимать во внимание эзотерические моменты, например, желание выйти из сансары, буддизм привлекает практичными методами самоанализа и выработки полезных привычек.

Как это работает?

И в современной психологии, и в буддизме взгляд обращен к мышлению человека. Все внешние события – это проявления вашей кармы или, проще говоря, наработок прошлых жизней, совокупность благих и неблагих деяний.

Врезка: Деяния в буддизме — понятие более широкое, чем мы привыкли. Оно включает в себя действия тела, речи и ума. Все имеет вес!

Получается, то, что вас окружает, продиктовано работой и направленностью вашего же ума. Вы позитивны и делаете полезные для окружающих вещи искренне, бескорыстно — мир отвечает вам тем же, будто становясь проекцией вашего ума. Знакомая мысль, правда? Где-то мы встречали что-то похожее в современной психологии. В буддизме анализ и изменение мышления важнее, чем начитывание мантр, простирания и даже медитация. Ведь зачем это все, если вы не меняете свой подход к жизни? Но мы люди занятые и готовы тратить время только на то, что поможет нам здесь и сейчас. Итак, что дает современному человеку буддизма с точки зрения психологии?

Принимаем себя. Мы все хотим казаться умнее, красивее, добрее, лучше, чем есть. Почему? Чтобы нас сильнее любили. Но все серьезные буддийские практики начинаются с принятия себя таким, как есть, со всеми тараканами, потому что честность — важный старт для воспитания ума.

Врезка: Эта практика может дать важные и неожиданные результаты. Так, например, согласно буддийской философии, любить и ненавидеть одновременно один и тот же предмет нельзя. Если вы испытываете такие смешанные чувства к человеку, значит, это не любовь, а что-то другое — привязанность, страсть, похоть. Мы инспектируем свои чувства и эмоции. Это как ревизия склада: проверяем, что у нас есть и, как побочное действие, трезво расставляем приоритеты — это для нас важно, а это из жизни вычеркиваем.

Развиваем самоконтроль. Вторая благородная истина называет причиной страдания желание. Речь здесь идет о привычке желать, жаждать: а) удовольствия, б) избавление от неудовольствия. В жажде нет ничего страшного — трудность составляет цепляние за нее. Именно об этом мы и говорили в начале статьи: мы привычно хотим чего-то, тратим уйму сил, чтобы этого добиться, получаем счастье куда меньшее, чем мы рассчитывали и переключаем внимание на другой объект желания. И так всю жизнь. Полезно разотождествить себя и привычку желать, чтобы понять, кто главней — вы или она. Это учит не идти на поводу у всех своих желаний, адекватнее относиться к потребностям и потреблению, а также наслаждаться тем, что есть здесь и сейчас.

Разбираемся с тем, что такое «хорошо» и что такое «плохо». Хорошо и плохо — это пустые слова. Действия в рамках вашей жизни и стратегии развития могут быть полезными или не очень полезными. Пример. Каждый буддист имеет цель стать Буддой. Буддист Сережа убил человека. Это не хорошо и не плохо. Это просто не очень полезно с точки зрения достижения его конечной цели, и Сережа станет Буддой позже, чем мог бы.

Врезка. Приятный бонус: в рамках принципа «полезно-неполезно» не может быть чувства вины. Подумайте об этом.

Становимся ближе и учимся любить. Мы живем с безначальных времен. Нас всех в той или иной мере что-то связывает — в каких-то жизнях мы были близки. Это понимание заставляет пересмотреть отношение к людям, животным, всему сущему в мире, потому что любое существо было твоей матерью в прошлом.

Врезка: Это особенно актуально по отношению к обидчикам. Представьте, что ваша мама сошла с ума и не узнает вас и с руганью прогоняет прочь. Но для вас она останется мамой, которая дула на разбитую коленку, замазанную зеленкой и готовила на ваш день рождения самый вкусный тортик в мире. Ваша мама больна, вы осознаете это. Вы вряд ли бросите ее — может, будете заботиться о ней не лично, а через других людей. Но маму невозможно перестать любить и вычеркнуть из жизни. Ваша мама — все живые существа, включая тех, что вам несимпатичны.  Как вам такой поворот?

Отказываемся от психологии бедняка. Подход «надо достать – надо избавиться» сужает наш выбор и мышление. Буддизм не осуждает негативные эмоции, как это делают и религии, и некоторые подходы в психологии. Нельзя обратиться к Будде Шакьямуни и попросить: «забери, пожалуйста, мою раздражительность и пару лишних килограмм». Во вселенной вашего разума только вы — всемогущий господин. Только вам под силу разобраться с собственным гневом, понять, откуда он взялся, почему возникает вновь и придумать, как можно его превратить во что-то полезное. Даже депрессии можно придумать полезное применение!

Делаем ум более гибким. Практика буддизма развивает способность отбрасывать суждения, в основном навязанные извне и не применять к чему-то новому привычные концепции. Это делает ум более податливым и открытым новым знаниям, опыту.

Видим причину, просчитываем следствие. Можно сказать, что главный буддийский бог — Закон Причины и Следствия. Посадив картошку, урожай бананов не соберешь. Когда вы осознаете, что каждое ваше действие — семечко будущих событий в жизни, вы принимаете решения взвешенно и учитесь видеть и использовать взаимосвязи между событиями.

Спокойствие, только спокойствие. О буддийском спокойствии ходят легенды, но плохая новость состоит в том, что сходу вы его не получите. Даже наоборот: первое время саморефлексия будет вытаскивать на поверхность сознания все самое неприятное для вас. Важно пережить это, фиксируя каждую подобную находку, работать с ней, изменять свое мышление и отношение, и однажды вы заметите, что прошли мимо хейтера и — нет, не вырвали ему сердце! — мило улыбнулись. Это будет только первая победа из цикла ваших личных великих свершений.

Выпрямляем карму. Профессионально, оптом

Из учения Будды каждый берет что-то. Но чем бы это ни было для вас — глубокими учениями, психологическими методами, приемами, которые помогают почувствовать себя здесь и сейчас — это без сомнения идет на пользу как в текущей, так и в будущих жизнях.

Сейчас в Житомирской области строится буддийский центр Джангчуб Чолинг, храм и ретритный центр. Здесь можно будет обучаться буддийской философии и медитации у учителей аутентичной линии передачи, принимать участие в ретритах и вести духовную практику под руководством опытных мастеров. Сейчас центр на стадии строительства, и буддийская община Рангджунг Йеше будет благодарна за пожертвование любой суммы на строительство. Щедрость в буддизме — одна из самых важных добродетелей, которая является мощной основой счастья и благополучия в текущей и последующих жизнях. Вне зависимости от того, верите вы в это или нет.

О центре Джангчуб Чолинг — https://gomdeua.org/jangchub-choling-ru.php

Пожертвовать любую сумму на строительство — https://www.liqpay.ua/ru/checkout/i86322090701

Страница общины Рангджунг Йеше Украина в Facebook — https://www.facebook.com/RangjungYesheUkraine/

Автор: Джерри

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Комментарии