Вы хотите поговорить об этом? Ульяна Куликова о необходимости адекватной коммуникации

Диалог – мощнейший инструмент управления, и не только. Диалог – самый правильный инструмент корректировки отношений, и не только. Диалог – самый важный инструмент воспитания, и не только.

Почему же нам так сложно говорить друг с другом?

Предисловие

Когда-то на уроке физике, было это в классе десятом, учитель, после очередного разбора наших ученических полётов, сказал нам: «Мама мия (ну или как-то так), да вы ж совсем не умеете разговаривать». И дал задачу: выбрать любую тему, на которую мы смогли бы свободно и интересно, без подсказок и подглядывания общаться хотя бы 10 минут. Тему не по физике, кстати. Сложней задания, пожалуй, у нас не было за весь выпускной класс.

Да, нас учат многому, но не разговорным навыкам. А ведь интересный монолог – это только начало дела. Уметь доходчиво и интересно высказать свою идею или соображение – важно и нужно. Но не менее важно уметь слушать и слышать.

Почему мы молчим?

Причины нашего молчания не только в отсутствии специальных программ по обучению но и в других вопросах.

1. Отсутствие элементарных ораторских навыков. Предположим, вам не нравятся ваш тембр, ритм, громкость, экспрессия, или что-то ещё. Поверьте, из всех сложностей это самая лёгкая.

Задача: камон, друзья, столько есть разных курсов, решающих эти вопросы за 10-100 занятий – вперёд!

Вербально вы плохо формулируете мысли, не ясно излагаете, сбивчиво говорите, запинаетесь, теряете ход размышлений.

Задача: посоветую не тривиальное – больше читайте. Нет, не блогеров в инстаграм, а классику. Это поможет со временем и количеством прочитанной литературы: структурировать мышление, набрать словарный запас, и покажет красивую логику изложения материала.

2. Боязнь показаться глупым, некомпетентным или недалёким. Скажем честно: что-то в этом есть. Однако, наверняка, есть темы в которых мы эксперты, или как минимум точно имеем, что сказать.

Задачи:
— дозировано выдавать экспертное мнение (не путать с критикой)
— расширять сферу своих компетенций и тематики
— всегда углублять, расширять, обновлять свои знания, каким бы фундаментальными они вам не казались
— перед высказыванием убедиться в своей компетентности (это всегда хорошо)

3. Уже и так все сказано. Да сказано много, но кто знает, может именно ваша идея, или прожитый и правильно озвученный опыт окажутся наиболее полезными.

Задачи:
— формировать свой личное мнение по каждому вопросу
— перестать думать и писать по типу +1
— начать понемногу высказывать своё мнение без навязывания

4. Туполень. Я знаю многих хороших специалистов, которым просто лень начинать или продолжать диалоги. Вот так молча и несут они свои знания, только непонятно куда.

Задачи:
— преодолевать свои внутренние сопротивления
— формировать номенклатурную позицию
— создавать и ориентироваться на свою аудиторию и фокусироваться на полезности ваших мыслей для неё.

Для того, чтобы построить конструктивный диалог также необходим другой не менее важный навык — умение слушать. С ним у многих также бывают проблемы. Почему мы не слушаем?

1. Нет интереса к чужим мыслям, историям, жизням. Бывает такое? Бывает. Можно предположить, что и людей интересных не так много. Но а вдруг мы за этим безразличием пропустим того самого, интересного нашего человека. И здесь конечно одним советом не отделаешься, необходимо понимать истинную причину ситуации.

Это может быть и собственная гордыня и эгоцентризм и что-то еще. Вот с такого самоанализа я бы и начала работу с проблематикой. Только откровенно признайтесь сами себе в своих находках, договорились?

2. Я все знаю сам (я знаю лучше других, я знаю не хуже… и другие варианты).
Ну это, как вы понимаете, очень смешно, точнее совсем не смешно. Знатоки напоминают: чем больше мы знаем, тем яснее понимаем, что ничего не знаем. Поэтому только сила воли и здоровая адекватность вам в помощь. Избавляйтесь от странных установок.

3. Предвзятое мнение касательно того, о чем речь, или того, кто говорит.
Сложная ситуация, соглашусь. Задачка со звёздочкой. Ну вот на секунду представьте, что вы слышите информацию первый раз, или видите человека впервые. И у вас нет никакого предубеждения. Вот вообще. Вы – губка, готовая впитывать все новое и полезное. Сделайте сверх усилие, поиграйте в такую игру. Возможно, начиная именно с этого диалога в вашей жизни что-то кардинально изменится.

4. Не авторитетное мнение. В какой-то степени это отображает все вышесказанное. Однако добавлю один нюанс. Люди меняются, это нужно увидеть и понять. И те, кто были некомпетентными когда-то в ваших глазах могли давно вырасти, измениться, получить новые знания. И в момент вашей коммуникации вполне заслуживать ваше высочайшее внимание. Слушайте!

А вообще друзья, если б я сама прочитала эту заметку годами раньше, я бы, наверняка, не сделал кучи ошибок во всех сферах своей жизни – и личной, и управленческой. Нет не потому что в заметке изложены все возможные случаи и даны гениальные советы. А потому что она просто наталкивает на размышления по теме.

Сделав на коммуникационном пути не мало усилий, я на всех своих мероприятиях и консультациях призываю – общайтесь друг с другом, обсуждайте своих страхи, свои желания, свои фантазии, свои дискомфорты или наоборот говорите о радостях и успехах.

Диалог – это самый эффективный инструмент. Он лучше всех тестов, догадок, предположений, детекторов лжи и социальных сетей. И пока мы имеем такую возможность – давайте говорить друг с другом, преодолевая все сложности, а также слушать и слышать друг друга.

Автор: Куликова Ульяна
Руководитель образовательной платформы Profi Space,
проекта о стиле и красоте Profi Fashion

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Комментарии