Я сам! Почему важно дать ребенку возможность самостоятельно осваивать мир

О том, что каждая мама хочет для своего ребенка только самого лучшего, можно и не говорить – это понятно по умолчанию. Есть у нас небольшой комплекс – дать детям больше, чем мы имели сами: лучшую еду, обилие игрушек, группы раннего развития, изучение иностранных языков с пеленок и т.д. Мы заботимся о детях, переживаем за них и не хотим, чтобы им было больно, чтобы они навредили себе или разочаровались в чем-то. Потому, мы, порой, можем «достать» своих малышей нашей гиперопекой.

Дело в том, что в возрасте около трёх лет, у ребенка начинается активный период самоутверждения, который ещё часто называют «кризисом трёх лет». Дитя осознаёт своё «Я» и начинает активно им пользоваться, познавая мир. А у мамы, папы и, особенно – у бабушек, начинает болеть сердце и сжиматься все мышцы в теле, когда младшенький впервые спускается самостоятельно по винтовой лестнице, желает сам отрезать себе кусочек сырокопченой колбасы и прыгать на «взрослом» батуте до небес. «Я сам» становится самым часто повторяемым словосочетанием в арсенале ребенка и взрослые запасаются корвалолом, мартини и терпением, пока эта фаза не пройдет и ребенок не насытится самостоятельностью.

Другие взрослые не в силах вытерпеть всю эту нервотрепку, потому всячески пытаются не дать ребенку «покалечить себя» и продолжают опекать подрастающий организм по полной. Есть, конечно, и те, кто не боится, а пытается упростить собственную жизнь, лишая ребенка права на самостоятельную работу. Например, маме легче покормить малыша с ложкой, чем убирать всю кухню, переодеваться и стирать одежду после попыток ребенка научиться пользоваться столовыми приборами и попадать себе ложкой в рот, а не в глаз или в кота. Легче надеть подгузник, чем «париться» с постоянными уписиваниями и приучением к горшку. Проще ходить с малым за ручку, чтобы он не разбил лоб, споткнувшись и постоянно кричать на детской площадке «Вася, ну куда ты лезешь? Осторожно! Ану слезь оттуда! Не вступай в грязь!» и т.д. Легче предупредить возможные некомфортные последствия детского поведения, чем иметь с ними дело. Потому, гиперопека часто является проявлением лени родителей и других членов семьи.

Кто прав, кто виноват?

Самостоятельность – это нормальный этап развития ребенка. Проявляя самостоятельность, подрастающая личность учится навыкам самообслуживания, взаимодействию с окружающим миром и людьми, а так же изучает причинно-следственные связи. Потому, те родители и бабушки с дедушками, кто не способен выдержать пытку самостоятельностью ребенка, лишь задерживают развитие отпрыска.

В один прекрасный день малыш проснется и захочет стать как мама или папа и «пойти на лаботу» в садик с чемоданчиком в руке или съесть на завтрак яичницу-глазунью ножом и вилкой. Потом он захочет сам собрать новый конструктор без навязчивой помощи папы (который очень мечтал поиграть этими паровозиками). Он сам будет завязывать шнурки, жарить яичницу, как ему нравится, и сам стирать свои джинсы. И однажды перестанет нуждаться в родительской заботе и опеке. И многие родители абсолютно не готовы к этому моменту. Потому, подсознательно, еще в самом раннем детстве, они приучают своих детей к тому, что нужны им. Дают детям понять, что без родителей они не способны существовать: они не могут сами отрезать кусочек хлеба («я сам тебе отрежу, чтоб ты не порезался»), не могут сами надеть зимний комбинезон («куда ноги в одну штанину засунул?»), не могут сами заполнить бланк для получения паспорта («дай я заполню, а то испортишь») и не могут сами себя обеспечивать («пойдешь на работу после института, пока возьми мои деньги»).

Потом дети, которых слишком сильно опекали и не давали проявлять самостоятельность, вырастают во взрослых людей, абсолютно не приспособленных к окружающему миру. Они боятся самостоятельных поездок в общественном транспорте и необходимость назвать вслух свою остановку водителю маршрутки сопровождается небольшой панической атакой. Они не умеют общаться с ЖЭКом, сварливыми бабушками у подъезда и часто не умеют выбирать свою будущее, полагаясь на выбор родителей. Ведь привыкли к тому, что родители все делают за них.

Родители таких детей ожидают что с наступлением определенного возраста, автоматически включится тумблер самостоятельности и наследник станет взрослой самодостаточной единицей. А потом удивляются и даже упрекают детей, в кого они такие неприспособленные к жизни «телята».

Существует и обратная сторона монеты, когда родители бросаются в другую крайность, предоставляя ребенку больше свободы, чем ему требуется. А так же заставляя его быть самостоятельным там, где он еще не готов к этому. Принято считать, что сейчас детки развиваются быстрее, чем мы в свое время и даже «кризис трёх лет» у них переносится на год раньше. Потому, мамы сваливают на детей все, что прочитали на мамских форумах и в книгах про раннее развитие детей и ждут, что их дитё должно быстренько освоить горшок, нож с вилкой, свободно овладеть английским и французским, рисовать натюрморты и гонять в футбол/заниматься гимнастикой, при этом самостоятельно следя за своим плотным расписанием. Но, есть такое понятие как темперамент ребенка. И если это мечтательный задумчивый малыш, а на него скидывают занятия командными видами спорта и уборку собственной комнаты – ребенок закроется ещё больше.

Так же, есть такое понятие как психологический возраст человека. Несмотря на то, что мы думаем, что дети развиваются по определенному шаблону до какого-то возраста, это не так. У деток, как и у взрослых есть эмоциональный уровень развития. Кто-то в два года может опережать своих сверстников и хотеть играть во «взрослые» игры, решать более сложные пазлы и делать все сам. А другие детки и в четыре могут быть младше ровесником на эмоциональном уровне.

Родители очень это «не любят», потому что «у Якубовичей Маша уже на роликах сама ездит, а наш не умеет сандалии застегивать. Что делать?». И начинают «подгонять» своего ребенка, думая, что делают правильно. Но ему это лишь мешает, он не готов к определенным видам деятельности, в том числе и самостоятельной, и когда у него это не получается, он расстраивается и замыкается. Так зарождаются комплексы, которые могут сопровождать человека всю жизнь.

Нет ничего страшного в том, чтобы ребенок много раз ошибался и что-то портил или пачкал, пока не научится делать правильно. Все мы набиваем много шишек на голове, пока не научимся твердо стоять на своих двух. Дать ребенку возможность выбирать что он хочет делать самостоятельно, а в чем ему ещё нужна помощь родителей – бесценно. Именно тогда у вас наладится правильное взаимодействие и малыш будет безмерно благодарен за понимание, терпение и свободу, которая так редко доступна малышам.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Комментарии