5 эффективных практик, благодаря которым каждый сможет стать писателем

Нужен ли талант для того, чтобы стать писателем? Безусловно. Чуть-чуть таланта и очень много работы. Иногда приятной работы, лёгкой, приправленной щепоткой вдохновения, а иногда ужасно однообразной и невероятно занудной.

Писательство, как и любой другой труд, нуждается в ежедневной практике. И только в таком случае можно получить хороший результат. Но ведь это ещё и творчество. А для творчества главное, чтобы оно шло из самых глубин вашей души. Иначе ваш читатель скажет: не верю. И будет совершенно прав.

Существует много различных практик и упражнений для развития писательских навыков. Я расскажу о своих самых любимых. О тех, которые применяю сама и вам советую.

Активное чтение

Прежде чем стать писателем, нужно стать очень внимательным читателем. Важно не просто «проглатывать» книгу за книгой, а работать с каждой из них. Методы работы могут быть любыми. Я чаще всего пользуюсь такими:

1. Читательский дневник. Да, именно такой, как в школе. С описанием главных героев и кратким изложением сюжета. Можете его усовершенствовать, добавить, например, своё мнение о каждом персонаже, отметить его положительные и отрицательные черты характера. Напишите, что бы вы изменили в каждом герое или в самой книге. Поиграйте в критика. Причём в очень дотошного, придирающегося к каждой мелочи.

2. Цитатник. Тоже очень полезная вещь. Читая книгу, выписывайте из неё свои самые любимые цитаты. Потом вы сможете использовать их в своей работе. Правильно и вовремя использованные, они дополняют и украшают любой текст. Как сказал Мишель де Монтень «Если я цитирую других, то лишь для того, чтобы лучше выразить свою собственную мысль». Главное, не переборщить. Чтобы ваше произведение не превратилось в сборную солянку чужих мнений, в котором ваше личное утонет безвозвратно.

3. Профилактические прививки. Вы же хотите стать писателем, а не графоманом, ведь правда? Поэтому вы просто обязаны знать, как это писать плохо. И даже очень плохо. Да-да, придётся немножко помучаться и почитать литературный мусор. Очень не хотелось бы так говорить о книгах, но такие есть, уж поверьте. При работе с таким материалом обязательно отмечайте ошибки, самые распространенные из них записывайте.

Но помните, 3-5 страниц в день для прививки вполне достаточно. Больше — уже перебор. Мы ведь должны развивать хороший литературный вкус, а не плохой.

4. Конспект. Да, опять вспоминаем школу, институт. Этот способ больше подходит для обучающей литературы. Но его можно использовать и при работе с художественной. Просто записывайте основные моменты. Фиксация мыслей на бумаге помогает лучше их запомнить. К тому же усиливает внимание к тексту, что очень важно на этапе обучения.

«Утренние страницы»

А сейчас собственно о том, как получить текст из глубины души. Сначала нужно понять, чем наполнена ваша душа, а потом уже явить это миру. Ну или не явить.

В этом очень хорошо помогают «утренние страницы», о которых пишет Джулия Кэмерон в своей вдохновляющей книге «Путь художника». Скажу честно, я несколько раз пыталась практиковать их регулярно, но меня хватает максимум на неделю. Уж очень сильно я люблю поспать утром. И даже желание стать хорошим писателем меркнет по сравнению с этой любовью. Но я знаю многих успешных писателей, блогеров и копирайтеров, которые просто жить не могут без этой практики. Ну, естественно, они не такие сони, как я.

«Утренние страницы» помогают лучше понять свои желания, очистить разум от информационного мусора, а иногда они становятся источником новых идей и основой проектов. Всего-то нужно с самого утра, не вставая с постели, написать три страницы рукописного текста. Писать можно всё, что взбредёт в голову: о снах, приснившихся за ночь, о том, что собираетесь приготовить на завтрак, о том, что вас тревожит, о горячем кофе и смысле жизни. Всё, что вы пишете — только ваше, это никто не будет читать, проверять на наличие ошибок, давать свои комментарии. Это просто крик души. Или тихий шёпот. Всё, о чём ваша душа захочет вам поведать.

Эти три страницы можно выбросить, как и делают многие писатели, используя их лишь для «прочистки мозгов». А можно их применить в своём творчестве. Главное — пишите их каждый день. Так вы лучше поймёте себя, и ваши тексты достигнут необходимой глубины.

Фрирайтинг

Это практически то же самое, что и «утренние страницы», только для любителей поспать по утрам. Время подойдёт любое, а вот тишина должна быть обязательно. Выключите всё, что может отвлечь вас в самый неподходящий момент. Заведите будильник на 15-20 минут. Ручка и тетрадка, естественно, уже в руках. Можете задать себе какой-либо вопрос, поставить задачу, которую нужно решить, или же просто пишите всё, что вам захочется.

Как и в предыдущей практике, грамматика, пунктуация и логика полностью игнорируются. Фрирайтинг — это работа с подсознанием. Здесь все правила неуместны. Когда будильник известит вас об окончании эксперимента, можно будет приступить к изучению написанного.

Конечно, мгновенных результатов ждать не стоит. Но если практиковать этот способ регулярно, он поможет улучшить качество текстов, снять блоки и найти решение проблем. И, конечно же, лучше узнать себя.

Три слова

Когда у Эдгара Аллана По заканчивались идеи, он открывал словарь и находил там три слова, совершенно между собой не связанные. А потом пытался их соединить в одном тексте. Эта практика отлично развивает креативность и помогает в поиске идей. Пытаясь связать совершенно не сочетающиеся вещи, мы находим очень неожиданные и интересные решения. А ведь в творчестве это просто незаменимый навык.

Можно использовать не только словарь, а любую книгу. Также очень интересно получается, если взять из книги любое предложение, а дальше писать текст, отталкиваясь от него. Вариантов этой практики множество, вы и сами сможете их придумать. Главное, помнить — чем необычнее, тем лучше.

В режиме «онлайн»

Ручка и блокнот должны стать вашей неотъемлемой частью. Вы никогда не должны с ними расставаться. Зачем это нужно? Чтобы фиксировать мысли в момент полёта, а не тогда, когда от них останется лишь едва уловимый след. Записывайте всё, что видите, что чувствуете. Опишите летний рассвет или причудливый наряд женщины, сидящей напротив в вагоне метро.

А когда ваши мысли начнут улетать далеко от основной темы вашего повествование, летите за ними. Они обязательно приведут вас к чему-нибудь интересному.

Если регулярно использовать писательские практики, со временем можно добиться очень хороших результатов. Ведь писателем может стать каждый, кто этого сильно хочет. А как же на счёт таланта, спросите вы? А он у вас уже есть. С рождения и навсегда. Просто ему нужно совсем немножечко помочь.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Комментарии