Неврологические нарушения у детей: комментарии кандидата наук, невролога Мирошникова Александра

Неврологические заболевания у младенцев, детей раннего возраста волнуют сегодня многих родителей. В каком возрасте они могут возникнуть у ребенка, какие причины могут повлиять на развитие неврологии, к каким специалистам следует обратиться в первую очередь и что именно должно насторожить родителей? Обо всем этом мы поговорили с неврологом Мирошниковым Александром Александровичем.

Мирошников Александр Александрович

Александр, с какими проблемами к вам чаще всего обращаются?

В основном, это так называемые neurodevelopmental disorders.  Адекватный перевод этого термина сложно подобрать, но в него входят все виды задержек развития у детей, расстройства аутистического спектра, синдром гиперактивности с дефицитом внимания и эпилепсии.

Какие могут быть последствия недостаточного внимания или невнимания к лечению неврологических проблем в раннем детстве? И как, к примеру, этот сбой будет проявляться в школе?

Часто бывает, что родителей тревожит развитие ребенка уже в 1-2 года, при этом специалисты не воспринимают эту тревогу всерьез, говорят «перерастет», «приходите попозже». Нужно помнить, что если родителям кажется, что ребенок развивается «не так» — то в 80% случаев они правы. Нужно потратить время и найти тех специалистов, которые всесторонне оценят развитие ребенка — невролога, логопеда, дефектолога, психолога. Чем раньше, например, начать коррекцию ребенка с задержкой речи, тем больше шансов в дальнейшем избежать задержки интеллектуальной. Тоже касается и РАС — чем раньше заподозрен диагноз и начата коррекция, тем больше шансов на успех.

Как понять, что у ребенка в возрасте до года до пяти лет невроз? Что должно стать «тревожным звоночком» для похода к врачу?

Для того, чтобы невроз развился, необходимо, чтобы у человека уже присутствовала личность как психологическая характеристика. Психологи говорят, что личностные качества формируются примерно с 5−6 лет, то есть когда ребенок начинает осознавать себя в отдельности от родителей, от других людей. До этого времени можно говорить о каких-то невротических реакциях, но не о полноценных неврозах. Например, у младенцев нельзя говорить о неврозе, у них это больше реакция на стресс. Это не значит, что младенцы не могут страдать или у них не может быть расстройств психики. 

Из первых симптомов невроза у ребенка — прежде всего, жалобы на какие-то проблемы с телом. Также это могут быть боли в животе. Очень часто возникает синдром раздраженного кишечника. Если длительно не получается вылечить такие проблемы, возможно, их причина лежит в сфере психики.

Невроз может проявляться неврологическими нарушениями: тики, энурез, заикание. Нужно понимать, что у детей также может быть депрессия, которая не является неврозом — это расстройство настроения, которое лечится совсем иначе, чем невроз.

Могут ли родители самостоятельно диагностировать аутизм у собственного ребенка, и к какому врачу нужно обратиться в первую очередь?

Диагностировать нет, но заподозрить могут. Хороший повод критично взглянуть на развитие ребенка — это 1 год. Всегда ли ребенок реагирует на свое имя? Смотрит ли в глаза, радуется ли совместной игре с родителями? Появился ли указательный жест пальцем и другие жесты? Есть ли уже отдельные слова, которые он пытается использовать для общения? C 1,5 лет родители уже могут самостоятельно оценить ребенка с помощью скрининговых методик для диагностики РАС — это MCHAT и ATEC. Обязательно стоит обратиться к специалисту, если ребенок начал терять ранее приобретенные навыки: перестал говорить, стал хуже реагировать на речь, перестал понимать вербальные инструкции. Обращаться можно к неврологу (если ребенок маленький) или психиатру (обычно ближе к 3-м годам).

Какие специалисты в дальнейшем будут заниматься реабилитацией?

Наибольшую эффективность в коррекции РАС показали поведенческие методики коррекции поведения. Прикладной анализ поведения (ABA-терапия) является общим термином для широко используемых научных методов модификации поведения. Эффективность методов ABA-терапии для решения проблем в поведении детей с расстройствами аутистического спектра (ASD) различной степени тяжести была доказана во многих исследованиях. ABA-терапия включает в себя такие подходы, как обучение опорным навыкам (PRT), систему обмена изображениями PECS для невербальных детей. Нужно упомянуть также «Денверскую модель раннего вмешательства», чья эффективность была подтверждена исследованиями. Речь идет о программе терапии для дошкольников с аутизмом, в которой терапевты работают с детьми от 3 до 5 лет в маленьких группах и помогают им развивать коммуникацию, речь, игровые и социальные навыки.

Как ребёнок-аутист видит мир? Каковы особенности восприятия окружающей действительности аутистом?

У детей с РАС сенсорные нарушения составляют одну из ведущих проблем. Это может быть повышенная или сниженная чувствительность к зрительной, слуховой или обаятельной информации. Снижение чувствительности приводит к тому, что ребенок самостоятельно стимулирует свои органы чувств. Повышенная  чувствительность к звукам приводит к тому, что ребенок плачет и закрывает уши в ответ на обычные бытовые звуки. Также могут быть проблемы с вестибулярной и проприоцептивной системами, за счет чего есть проблемы с моторикой, координацией движений. Таким образом, у каждого ребенка с РАС своя собственная уникальная картина мира. 

О чем говорит статистика Минздрава Украины за последние два года — какие показатели больных аутизмом мы имеем на сегодня?

Достоверная статистика по распространенности РАС в Украине, к сожалению, отсутствует. Были какие-то попытки посчитать детей, которые стоят на учете у психиатров — в 2017 году их насчитали 7,5 тыс. Но, скорее всего, это верхушка айсберга — 10-15 % от реальной цифры.

«Говорят, если ты знаешь одного аутиста, то ты знаешь всего лишь одного аутиста» — насколько это выражение правильное?

Аутизм уже давно рассматривается не как одно заболевание, а как спектр — отсюда название «расстройство аутистического спектра». Мы обычно представляем этот спектр в виде некой протяженности — от очень тяжелых форм до более легких. Раньше это называлось «низкофункциональный аутизм» (это дети с низким интеллектом) и «высокофункциональный аутизм» (дети с нормальным или высоким интеллектом и проблемами с общением). Сейчас РАС представляют как более сложное сочетание различных нарушений: социальные трудности, нарушения речи, фиксации, тревожность, агрессия, депрессия, стереотипии и т.д. Каждый из этих симптомов представлен в разной степени у конкретного пациента. Из них формируется уникальная картина расстройства у отдельно взятого ребенка или взрослого.

Ваше личное мнение — каков прогноз для аутистов?

Диагноз аутизм не является некой точкой или константой. 10-15% детей со временем начинают компенсировать свои симптомы и перестают соответствовать критериям РАС. В этом важная роль и правильной своевременной коррекции, и естественного течения заболевания — с возрастом мозг перестраивается, уходит часть болезненных проявлений.

Что можно посоветовать будущей маме, чтобы минимизировать риски возникновения неврологических проблем у ребенка?

Когда стартует закладка здоровья нервной системы ребёнка? Когда его мать сама находится в утробе совей матери. Об этом важно помнить, мамы обычно этого не знают. Генетический багаж закладывается в женском организме внутриутробно, задача её родителей, а далее и её самой — сохранить его с минимальными изменениями до момента зачатия собственных детей. То есть здоровье ребёнка начинается с генетического здоровья не только родителей, но и бабушек/дедушек, в первую очередь, по материнской линии.

Чем лечат в Украине дефицит внимания и гиперактивность?

Первой линией лечения СДВГ в западнях странах являются психостимуляторы, в том числе амфетамины и метилфенидат. По поводу применения данных препаратов многие отечественные специалисты настроены очень скептически, так как считается, что они могут вызывать зависимость и другие побочные эффекты. Частые побочные эффекты этих препаратов включают снижение аппетита, потерю веса, бессонницу и головные боли, а также повышенный риск сердечного приступа. Альтернативные препараты второй линии при лечении СДВГ — это атомоксетин и гуанфацин. Также нельзя забывать про правильное питание детей с СВДГ, полезны им препараты Омега-3 жирных кислот.

К специалисту какого профиля нужно обратиться для диагностики расстройства внимания?

У детей старше 6-7 лет это должен быть детский психиатр. До этого возраста СДВГ как самостоятельное расстройство не диагностируется, чаще как сопутствующее при других нарушениях развития: РАС или эпилепсии. 

Сейчас довольно стрессовый период для детей — самоизоляция. Как помочь детям «не сойти с ума» в четырех стенах? 

За последние несколько недель наша жизнь резко изменилась, что не может пройти мимо внимания наших детей. Они перестали ходить в садик и школу, нельзя ходить на детские площадки, в гости и в кафе. Неизвестно, когда вернется привычный образ жизни. В отличие от взрослых, которые могут читать и понимать информацию, дети не всегда способны понять, что же сейчас происходит в мире. Как помочь им справиться с этим тяжелым периодом? Прежде всего, родителям нужно самим демонстрировать правильную модель поведения: сохранять спокойствие, соблюдать правила личной гигиены и обучать этому детей. Если вы работаете удаленно, установите перерывы в работе для того, чтобы поиграть с ребенком. Обязательно найдите для ребенка занятие: новые игрушки, книжки, головоломки, чтобы он не скучал во время вашей занятости.

Комментарии