Расстройство пищевого поведения у детей: комментарии медицинского психолога

Быть родителем очень сложно, хорошим родителем и параллельно своей опекой не навредить ребенку — вообще задачей под звездочкой. В наше время многие родители сами имеют проблемы обращения с едой, отсутствие культуры питания также входит в список этих проблем. «Скушай за маму», «Не встанешь, пока тарелка не будет пустой» — фразы, которые могут нанести вред не только внутреннему миру малыша, но и оставить свой след в его гастрономических привычках. Еда помогает нам жить, но в то же время отсутствие культуры в этой сфере способно ухудшить качество жизни. 

Как можно наверняка определить, развилось ли у вашего ребенка расстройство питания, и что вы можете сделать, если подозреваете, что это так? Какими своими действиями или бездействием родители могут навредить своему ребенку? На эти и многие другие вопросы отвечала врач медицинский психолог Ольга Мирошникова.

Правда ли, что сегодня большинство врачей-психотерапевтов склонны всю вину возлагать за здоровье детей на их родителей? Ведь именно они с самого юного возраста закладывают основы их пищевого поведения.

В первую очередь, формируя свое пищевое поведение, дети берут пример с родителей. Наблюдая за тем, что едят мама и папа, они интересуются и пробуют еду со стола. Очень сложно предположить, что видя ежедневно на столе фаст-фуд, ребенок будет просить овощи. Но предлагая, в том числе и своим примером, полезную и разнообразную пищу, можно привить ребенку интерес к здоровой еде.
Также, если ребенок регулярно кушает под мультики и планшет, он не регулирует количество съеденного, что может приводить к перееданию. Либо же хуже ощущает разнообразие вкусов, что также не стимулирует расширять свой рацион.

Какие факторы влияют на возникновение нарушения пищевого поведения?

Если у ребенка был негативный опыт поедания каких-то продуктов (попалось что-то горькое или кислое), он может отказываться есть аналогичные блюда или овощи. Если родственники, желая задобрить или пожалеть ребенка, или прекратить истерику часто предлагают ему «вкусненькое», «сладенькое» — это провоцирует дисбаланс пищевых привычек. И, более того, ребенок понимает, что может манипулировать взрослыми и получать ту еду, которая ему нравится, а не есть то, что нужно.

Эмоциональный микроклимат в семье или в школе играет важную роль. Если ребенок чувствует негатив по отношению к себе или между близкими людьми, он может отказываться от еды, кушать только определенные блюда или же, наоборот, поедать огромные порции, чтобы уменьшить стресс. Различные нарушения развития, например, аутизм или психические заболевания (шизофрения) могут искажать пищевые привычки.

Как понять, что у ребёнка проблемы с пищевым поведением?

Если ребенок наотрез отказывается пробовать новые продукты, ест только не полезную еду или так называемый джанк-фуд (чипсы, сухарики, газировку), только узко ограниченный набор продуктов (макароны, картошка, хлеб) или продукты только одной формы и производителя (только макароны бантиками или только йогурт с клубникой и больше ничего), есть смысл заподозрить нарушение пищевого поведения.

Или же, наоборот, если ребенок готов есть все, что видит, не различая, насколько этот продукт съедобен. Такое нарушение называется пикацизм — поедание несъедобного.

Как воспитывать здоровые пищевые привычки у ребенка с первых лет его жизни?

Для начала стоит сформировать культуру питания родителям, ведь дети берут пример именно с них. С момента введения прикорма следует знакомить ребенка с разнообразными продуктами и вкусами в соответствии с возрастными нормами. Убрать или максимально ограничить продукты с большим содержанием сахара, искусственных красителей и усилителей вкуса. Придерживаться режима дня (завтрак, обед, ужин), исключить быстрые перекусы — они уменьшают аппетит и
ребенок не хочет полноценно питаться. Еда должна быть свежей, вкусной, выглядеть аппетитно.

Какие последствия несут такие распространенные способы уговора, как «Съешь ложечку за маму, ложечку за папу» и «Не встанешь из-за стола, пока все не съешь»?

Ребенок в таких случаях переедает, он не останавливается тогда, когда его организм насытился. В будущем это чревато набором лишнего веса и эмоциональным дискомфортом. Навязчивая фиксация на процессе приема пищи может иметь и обратный эффект: ребенок наотрез отказывается есть, вырывает съеденное.

Если есть какие-то тревожные симптомы, к какому специалисту нужно идти с ребёнком в первую очередь?

В первую очередь следует обращаться к педиатру или семейному доктору. Он после оценки физического статуса и необходимого обследования (анализы, УЗИ) примет решение о коррекции данного состояния. При необходимости привлекаются такие специалисты как невролог, психиатр, психолог, диетолог.

Существует ли зависимость между питанием родителей и детей? Есть мнение, что «правильное питание» родителей может навредить ребенку. Это так?

Какой бы концепции питания не придерживались родители — она должна обеспечивать максимально сбалансированный рацион. Правильное питание не может навредить ребенку, если он получает достаточное количество белков, жиров, углеводов, микроэлементов и витаминов. Многие родители в силу своих убеждений могут исключать из рациона ребенка, например, продукты животного происхождения.

Такие диеты чреваты дефицитом белка и железа, что ведет
к задержке развития у ребенка. Поэтому такие ограничения в питании ребенка можно вводить только под контролем педиатра.

Как проявляются нарушения пищевого поведения у больных детского возраста с расстройствами аутистического спектра?

Это избирательность в еде, когда ребенок есть только определенный, очень ограниченный набор продуктов. Многие дети с аутизмом едят много продуктов с высоким содержанием сахара, фаст-фуд, полуфабрикаты и другие бедные полезными веществами продукты. Часто бывает другая крайность — неразборчивость в еде, поедание несъедобного.

Может ли перфекционзим, как тенденция устанавливать чрезмерно высокие стандарты для себя и результатов, являться причиной развития нервной анорексии и булимии у детей? В каком возрасте это максимально ярко проявляется?

Может. Если ребенок постоянно ощущает моральное давление, требования сделать все лучшим образом, он находится в постоянном стрессе. Ему сложно расслабиться и отдохнуть. Как результат ребенок может много есть (и вырывать еду для ощущения облегчения) или же становиться тотально неудовлетворенным собой и своей внешностью и отказываться (или существенно уменьшать порции) от пищи.
Эти проблемы уже могут быть выражены в школьном возрасте, максимально проявляясь к подростковому периоду (13-16 лет).

Как выглядит психология организации процесса питания в контексте задач современной детской медицины?

Детское питание должно быть полноценным по нутриентам, витаминам и минералам,
разнообразным и соответствовать возрасту ребенка. Процесс питания должен сопровождаться позитивными эмоциями, еда должна быть красиво оформленной, яркой и тогда ребенок будет с удовольствием есть полезные продукты.

Какие существуют психотерапевтические способы поддержания семьи и детей с расстройством пищевого поведения? Например, арт-технология «Завтрак – Обед – Ужин»?

В коррекции расстройств пищевого поведения практикуется индивидуальная, групповая и семейная терапия. Используются методики арт-терапии, сказко-терапии, привлекаются любимые персонажи, создаются положительные ритуалы, связанные с едой. Важно повышать мотивацию и снижать негативную эмоциональную окраску, связанную с едой при помощи игры с едой, совместного приготовления пищи, интересного оформлении блюда.

Очень важно, чтобы в период формирования нового пищевого поведения атмосфера в доме была позитивной, без ссор, скандалов и конфликтов.

Что нужно делать, чтобы вернуть ребенку аппетит и не допустить развития пищевых нарушений в серьезные заболевания?

Если исключены заболевания желудочно-кишечного тракта, то необходимо выдерживать интервалы между приемами пищи 3-4 часа, избегать быстрых перекусов, практиковать адекватную физическую активность и регулярные прогулки на свежем воздухе. К моменту приема пищи ребенок должен проголодаться. Ну и сама еда должна быть привлекательной, иметь приятный вид и аромат. Стоит максимально придерживаться ежедневного распорядка и не допускать частых нарушений (длительных интервалов или неполезного питания).

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Комментарии