Как найти общий язык с ребенком: уроки голоса для родителей от Венди Моугел

Книга «Уроки голоса для родителей», написанная американским психологом Венди Моугел, на мой взгляд, просто 100% must-read для родителей. С помощью этого практического руководства вы научитесь говорить с детьми соответственно их возрасту и потребностям каждого этапа развития. Автор с самого начала книги рекомендует притвориться любителем дальних стран или культурным антропологом, который попал на территорию детства. И, чтобы лучше понять и найти общий язык с «местными», вооружиться непредвзятостью и любопытством.

«Искусство разговора с детьми заключается не только в содержании, но и в том, чтобы научиться говорить на постоянно меняющемся диалекте, который эволюционирует по мере взросления детей», — цитата, которая отлично отражает содержание книги. Психолог выделает возрастные этапы восприятия информации ребенком: младенчество, от 3 до 11 лет и подростковый возраст, в зависимости от которого стоит настраивать свой голосовой аппарат.

Прежде, чем настраиваться на канал восприятия ребенка и осваивать уроки, которые помогут улучшить ваш голос, автор рекомендует разобраться с еще одним голосом. Это голос дефицита, который шепчет, что постоянно чего-то не хватает. Что у вас недостаточно опыта, терпения, денег, что вы упускаете возможности для вашего ребенка, не можете отвести его на все кружки сразу и отправить в лучшую школу или сад. И мы (родители), живем в постоянном стрессе, что не можем дать детям самое лучшее (ведь всегда можно еще выше, лучше, быстрее). При этом забываем, что нужно дать детям основное: стабильность, последовательность, нежность и принятие.

И, вместо того, чтобы утыкаться в экран своего «черного зеркала», уделить безраздельное внимание детям. Проблему родительской погруженности в смартфон, Венди Моугел выделяет как одну из проблем, которая замедляет эмоциональное и речевое развитие ребенка. Еще раз повторюсь: именно то, что родитель сидит, уткнувшись в смартфон, и невпопад отвечает или просто игнорирует общение со своим ребенком, мешает ему быстрее освоить навыки общения.

Выбирая погруженность в смартфон, мы обмениваем на часы в инстаграме и Ютубе мимолетный опыт общения с ребенком. Мимолетный, потому что очень скоро, через 8-10 лет (в призме длины человеческой жизни, это скоро), ребенок перестанет разговаривать с вами, точно так же, как это сделали вы. Он выберет свои гаджеты и ровесников.

Автор рекомендует ввести ограничение на пользование телефоном в присутствии ребенка:

— Нет просмотру видео во время еды. Как вам данные исследований, что родители, которые сидят в смартфоне, сначала игнорируют поведение ребенка, а потом срываются на крик или механически повторяют свои команды? То есть, родитель, занятый просмотром очередного интервью или обзора фильма, отмахнется от сына/дочки как от назойливой мухи или накричит, когда шум ребенка заглушит голос любимого Дудя.

— Попробуйте заменить смартфон бумажной книгой или журналом. Это совет для тех родителей, которые боятся, что сойдут с ума от скуки. Гаджеты ограничивают наше периферийное зрение, а с книгой вы можете отвести взгляд, и от этого ничего не изменится. Погруженные в телефон, вы намного позже заметите, что ребенок плачет или плохо себя чувствует.

— Как можно меньше отвлекаться на проверку почты/соцсетей/сообщений в присутствии ребенка. Дети не зачарованы телефонами от природы, — это отговорка, которую придумали взрослые, чтобы включить мультик надоедливому малышу и спокойно посмотреть «Игру престолов». Но им интересно все, что интересно родителям. Если вы не можете отложить в сторону свой любимый IPhone, то ребенок будет повторять за вами.

Начните с 5 минут сосредоточенности на общении с ребенком. Да, это может вам казаться скучным и потерей времени, но эти бесцельные разговоры обо всем и ни о чем, формируют фундамент вашей близости и развивают его речь.

— И, это, конечно, самый высокий левел родительства, не использовать смартфон в присутствии детей. Можно попробовать бросить себе подобный челлендж, а время, которое вы раньше тратили на скроллинг сетей, разделить с ребенком.

Возрастные особенности восприятия детей.

Чтобы донести свою идею, нужно учитывать уровень когнитивного развития ребенка, его интересы и тип темперамента, плюс типичные гендерные различия.

От 0 до 3 лет. Используйте родительский язык. Младенцы и маленькие детки любят спокойную и размеренную речь.

— Заведите привычку комментировать ваши ежедневные занятия, озвучивайте по максимуму ваши каждодневные ритуалы. Предупреждая заранее, вы учите малыша доверять вам и адаптироваться к окружающему миру. «Сейчас я включу кофемолку», говорите вы, чтобы ребенок не испугался резкого звука.

— Используйте незнакомые слова, это расширяет словарный запас.

— Проговаривайте слова тесно связанные с сенсорными удовольствиями. Тепленькая водичка, воздушная пена, мягкое полотенце. Говорите это перед тем или в момент, когда малыш это почувствует.

— Ориентируйте в окружающей среде своим фразами. Где вы находитесь: мы идем к бабе, по дороге, это улица, это парк, птичка на дереве, вертолет в небе.

— Не ленитесь петь колыбельные. Благодаря им ребенок учится общаться с вами.

«В идеале в возрасте от рождения до пяти лет ребенок должен получить массу грамматически верной, правильно произнесенной, лексически богатой вербальной информации». Никто не отменял сенситивный период развития речи, это как раз от 0 до 5. Если в это время вы будете лениться и халтурить, мало разговаривая с ребенком, то это может отразиться на его разговорных способностях.

— Шутите и дурачьтесь вместе. Не стесняйтесь хрюкать, мекать и гавкать, пока ваш маленький зритель готов дарить свое внимание.

— Не стремитесь убрать все звуки из окружающей среды. Это как создать стерильную, лишенную бактерий среду. Милый семейный шум, а не гробовая тишина. Ребенку нужны разные звуки, которые обогащают его сенсорный опыт.

— Тренируйте навык молчаливого наблюдения. Лучше помолчать, когда ребенок пытается решить задачи в новых для него областях. Вам нужно просто быть рядом и создавать безопасные условия, пока он познает мир. Это поможет ему выработать привычку к позитивному внутреннему диалогу.

«Умение играть наедине с собой – очень важный навык, только тогда дети научатся быть самостоятельными и исследовать свое воображение».

Великий храм детства от 3 до 11 лет. «Чтобы создать условия счастливого детства, кроме еды и безопасности, выделяйте ему здоровое количество неструктурированного времени». Если кратко, то будьте готовы слушать (внимательно, не отвлекаясь на смартфон), задавайте вопросы о произошедшем за день, искренне включайтесь в детскую жизнь.

Младенцу нужно молчаливое наблюдение, ребенку постарше – эмоциональное дружеское товарищество.

Венди Моугел пишет, что не стоит забывать о разнице между мальчиками и девочками. «По-разному строится их процесс обучения, они смеются с разных ситуаций и звуков, по-разному реагируют на вербальное и невербальное общение». Но это не значит, что нужно следовать старым гендерным стереотипам, как и игнорировать типичные гендерные отличия.

И, отдельная глава посвящена общению с подростками. Кратко о ней не напишешь, но в двух словах: выход есть. Ваш угрюмый (с вами) подросток заговорит, если вы будете искренне интересоваться и проявлять настоящее уважение к его границам.

Главный урок голоса: мелодия значит не меньше слов. Высота голоса, скорость и тон речи, вот что имеет значение.

1. Если вы почувствовали напряжение при разговоре с ребенком любого возраста, расслабьте мышцы лица и плечи. Положите руки на колени.

2. Сделайте глубокий вдох. Намеренно понизьте голос и замедлите речь.

3. Не прибегайте к снисходительному менторскому тону и сюсюканью.

Когда ваш голос становится спокойнее, вы и сами успокаиваетесь. Намеренно понижая его, вы даете ребенку сигнал, что можете контролировать ситуацию. Дети благодаря этому сами успокаиваются. Научитесь создавать впечатление, что все под контролем, а не срывайтесь на крик.

Чтобы понять, как работает голос, Венди обратилась к сценической речи:

Высота. Высокий голос любят младенцы. Но уже двухлетка знает, если ваш голос стал высоким, вы теряете контроль над ситуацией. С ними используйте низкий голос. Он подает сигнал, что вы уверенны в себе.

Громкость. Мы часто злоупотребляем этим мощным инструментом. Крик – проявление слабости, собеседник осознанно стремится «оглохнуть». Спокойный голос средней громкости – вот ваша цель. Он лучше всего привлекает внимание детей.

Темп. Скорость может давать информацию о чем-то радостном, но и вселять нервозность, недовольство и тревогу. Стремитесь говорить медленнее. Подчеркивайте определенные мысли. Ребенку нужно время для обработки информации.

Паузы. Для родителя – это время, чтобы услышать ответ ребенка без замечаний и советов.

Тон/тембр. Выражает вашу эмоцию. Вы передаете сигнал, что довольны или сердитесь, будете поучать или критиковать, нервничаете или вам скучно.

Ритм. Монотонность и ритмичность нравится младенцам, а дальше будьте добры, обойдитесь без заученных речей и механических комментариев, включайтесь в беседу с ребенком по-настоящему.

Лексикон. Расширяйте словарный запас детей, используя немного более сложные слова в соответствующем контексте.

Выражение лица. Хорошо бы, чтобы оно соответствовало вашему голосу и словам. Это как в распространенной ситуации, когда вы говорите: «Я не злюсь», а при этом у вас дергается глаз и перекошено лицо. Чтобы лучше научиться контролировать свое лицо, отслеживайте движения губ, рта, челюстей, бровей.

Дайте договорить! Кроме важности вашего умения донести свои мысли до ребенка, нужно уметь дождаться пока он закончит предложение. Запомните эти два слова: спокойствие и сосредоточенность. Стоит потратить время, чтобы выработать этот навык. Это бесплатно как сон, но наполнит отношения новым качеством.

Также в книге автор приводит шаблоны разговоров. Дает фразы, как начать разговор, какими вопросами развить его дальше и чем закончить общение.

Автор объясняет, в чем разница в общении с мальчиками и девочками. Заметные различия вступают в возрасте с 3 лет. Если вы уже готовите скепсис и помидоры, чтобы запустить в эту книгу за продвижение гендерных стереотипов и вас беспокоит вопрос «А как же равное воспитание?», то не спешите делать выводы. Венди Моугел приводит факты из нейропсихологии о различиях между мальчиками и девочками в развитии и функционировании мозга. И это внушительная табличка, которая поможет вам как родителю понять и принять, почему ваш сын не может спокойно дослушать предложение, пока дочь подруги ловит каждое слово. Мозг мальчиков и девочек по-разному обрабатывает эмоции. И, если начать общение с мальчиком автор рекомендует с принципа говорить громко, спокойно, просто, то с девочкой, быть честными. Ведь, они лучше замечают все заминки и паузы, и лучше слышат кроме слов, манипулятивные интонации.

Отдельная глава посвящена тяжелым родительским темам: сексу, смерти и деньгам.

Вот несколько основных принципов:

— Повторять несколько раз. Разбить сложный разговор на несколько подтем и не пытаться за одну беседу объяснить своему слушателю все.

— Без проповедей и общих фраз. Вы же хотите, чтобы сын/дочь считали вас надежным источником информации? Пара уточняющих вопросов на вооружение: «Что тебя интересует?», «Тебе любопытно узнать что-то еще?».

— Учитывать возраст.

— Купите книжку. Это первый шаг к теме «про это».

(Visited 75 times, 1 visits today)

Комментарии