Оральная стадия развития ребенка – это первая стадия психосексуального развития, на которой основным источником интереса и удовольствия является рот. Продолжается от 0 до 1,5 лет возраста ребенка. Слово «оральный» происходит от латинского слова «рот» и дословно означает «относящийся ко рту».
Оральный характер – это концепция З.Фрейда о типе личности, в котором выражается фиксация на оральной стадии развития. Взрослый человек с таким типом личности характеризуется пассивностью, зависимостью и доверчивостью (орально-пассивный) или негативизмом, стремлением эксплуатировать других и сарказмом (орально-садистический).
Фиксация на данной стадии психического развития ребенка, в связи с ранним отнятием от груди, ранним расставанием с матерью, брошенностью ребенка на кого-либо другого, и т.п., формирует оральный характер человека, который в последствии влияет на всю жизнь.
Этот характер закладывается в течение первых полутора лет от рождения человека, во время оральной стадии развития ребёнка. Ребенку в это время необходима мать, но, если у него нет возможности получения удовлетворительного контакта с ней, он научается подавлять это чувство потери и тяги к ней, до того, как его потребности бывают удовлетворены. То есть он начинает вести себя таким образом, что не позволяет ей заботиться о нём, будто она и не нужна ему. Будто он может это сделать сам. Его невыраженная агрессия направляется не на нее, из-за боязни потерять ее совсем, а на него самого вовнутрь. Так внутри себя он создаёт образ матери, которая не поддерживала его, не любила и не удовлетворяла его потребности, образ матери, которая не любила, и которую невозможно полюбить, и потом проживает всю жизнь все атрибуты, сопутствующие этой травме.
Травмой, которая формирует структуру орального характера, является заброшенность, покинутость ребёнка. Ребёнок чувствует себя потерянным и лишённым ласки, ему не хватает физического контакта, внимания, иногда пищи и эмоциональной подпитки. В свою очередь, мать раздражается, что за ребёнком нужно ухаживать, и она может сердиться, когда он плачет. Возможно мать у такого дитя, не знала или не была подготовлена психически к рождению ребенка, поэтому не может найти и установить с ним контакт. Возможно мать такого ребенка имела подобные проблемы со своей матерью. Самая распространённая история формирования орального характера — это когда ребёнка отдают в ясли или оставляют на кого-нибудь из родственников, например, на бабушек, дедушек, теток, нянь. Мать в это время может ходить на работу, в институт, если она студентка, или по своим делам.
Поскольку ребенка часто оставляли в детстве одного и ему недодали внимания, ласки и любви, он развивает такую модель поведения, чтобы вечно цепляться, держаться за кого-нибудь или что-нибудь. Иначе говоря, он развивает в себе сильные привязанности к людям или предметам, зависимости от определенных состояний и расслаблений.
Предметами привязанностей могут быть: книги, пластинки, предметы антиквариата, марки, кино и конечно же еда, питье, другие удовольствия.
Объектами привязанности являются главные объекты любви (и не любви, как он думает) ребенка – это мать, отец, братья, сестры, другие близкие и домочадцы. Иногда это могут быть домашние животные. Что говорит о сильной душевном дефиците внимания и любви. Привязанность к ним в последствии смещается на сексуальных партнеров, супругов, детей. Поскольку человек застрял в раннем детстве и не чувствует себя взрослым, в людях и предметах он создаёт опору для себя. Таким образом образуя зависимость от них.
Оральный характер отмечает такие качества как жадность и ненасытность объеком или предметом своей зависимости. С другой стороны, ища постоянно подпитку для себя, не способны принять её, потому что внутри они полностью уверены, что «мне это не дадут». Так трагично детская травма развивается внутри человека, формируя его мировосприятие.
Человек с оральным характером в своих взаимоотношениях с людьми будет стремиться к тому, чтобы его воспитывали, обучали, помогали реализовываться, то есть в нём присутствует сильная тенденция к зависимости от других. У него слабое представление о будущем, поэтому он стремится к тому, чтобы о нём заботились. Другая противоположность, как смещение, человек начинает усиленно заботиться о другом, или сам начинает поучать, вторгаясь и навязываясь своей личностью. Что опять вызывает противоречия и конфликты в отношениях.
Попадая в мир взрослых, он терпит неудачи и неприятности из-за того, что отождествляет себя с недокормленным и надоласканным ребёнком. Он постоянно жалуется на утомляемость, усталость и пассивность. Он также склонен к депрессиям. Такой человек имеет преувеличенное чувство собственной независимости, которое, правда, при стрессе растворяется. Он боится позволить другим заботиться о себе. Он постоянно проверяет себя и имеет потребность проверять себя в трудных ситуациях. Он без всякого труда находит их для себя. Другие этого не могут сделать, а он может. Так находится компенсация в жизни.
Часто с такими людьми мы сталкиваемся с категоричными убеждениями, настроениями, высказываниями, поведением типа «все или ничего», «если он меня не совсем понимает, значит он не понимает меня совсем», «я даже и объяснять вам не буду, вы все равно не поймете». Т.е. отсутствие гибкости и толерантности.
Человек с оральным типом характера очень интересуется другими людьми, легко завязывает с ними отношения и настраивается на их потребности. Ему можно доверять, и с ним легко разговаривать на самые различные темы. Это очень нежные и умеющие любить люди. Они легко выражают свои чувства, за исключением гнева, поэтому, если говорить об эмоциональной жизни, у них есть чему поучиться. Оральные люди умеют ждать и любить, но страшны в гневе, когда не получают отдачи. Внутреннее страдание пересиливает над желанием строить свою жизнь и разрушительные тенденции превалируют.
ОСНОВНЫЕ УБЕЖДЕНИЯ человека с оральным характером
1. — Мне это не дадут.
2. — Там ничего нет для меня.
3. — Я заставлю тебя отдать это.
4. — Мне ничего не надо.
5. — Все хотят оставить меня.
6. — Я совсем один/Мне никого не надо.
7. — Я не могу получить поддержку/Мне не нужна поддержка.
8. — Я не справлюсь/Я сделаю это сам/сама.
9. — Меня порицают и не одобряют.
10. — Меня считают попрошайкой.
11. — Мне недостаточно.
12. — У других есть всё, что мне нужно.
13. — Ты мне не нужен; я не буду просить.
14. — Заботься обо мне, приюти меня, обеспечивай меня.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: