Аспект тени или что мы не хотим знать о себе

Тень – это аспект нашего отделенного «я», по какой-то причине вытесняемый и проецируемый вовне на «другого». «Другой» на самом деле – не что иное, как отражение отделенного я. Мы сражаемся со своими тенями и цепляемся за них. Сражение с тенью – это подавление своей негативной черты, сопровождающееся сильным отвращением к тем, кто ею обладает. Цепляние за тень – это подавление своей положительной черты и последующее сильное притяжение к тем, кто ею обладает. Мы углубимся в детали о том, что такое тень, как ее определить и как с ней работать.

Есть хорошая и плохая новости о тени и работе с тенью. Хорошая новость состоит в том, что «тень», которая впервые была использована как термин Карлом Юнгом, – это одно из самых великих открытий западной психологии. Признание тени открывает новый уровень свободы, который можно оценить, только прожив его. Плохая же новость состоит в том, что многие духовные учения с восточным влиянием (включая Буддизм и недуальные учения) полностью игнорируют аспект тени. И это не просто маленькое упущение. На самом деле в результате этого появляются духовные учителя, которые утверждают, что свободны от «эго», и в то же время сражаются или цепляются за свою собственную тень. Эта зашоренность потом передается их ученикам как вирус.

Мы все слышали истории о гуру, которые говорят из ясности и мудрости, но вместе с тем находятся в конфликте со своими близкими или даже изолированы от семьи и друзей. Такие гуру защищают свое собственное учение или линию передачи и нападают на других, переходя на личности, как будто их видение единственно правильное; они сексуально домогаются своих юных учеников; они постоянно указывают на агрессию, эгоизм и стремление всё контролировать в других, не замечая этих качеств в себе. Многое из этого исходит из не-осознания и не-признания своей тени. Передо мной возникало много теней, поэтому я об этом и говорю.

Есть старая буддийская история о круге буддистских учителей, которые ежегодно встречались и обсуждали свою жизнь, учения и студентов. Каждый год они исправно извещали друг друга, что всё хорошо, вот только многие их них были в конфликте с окружающими. И каждый год они медитировали еще дольше, веря, что если провести больше времени на коврике для медитаций, то это разрешит все их конфликты. Но каждый следующий год они снова собирались вместе, чтобы признать, что все эти часы медитаций не помогли им с конфликтами. Эти учителя игнорировали свои тени. Так как Буддизм (включая Дзен), Адвайта Веданта и многие другие духовные учения – восточно-ориентированы, для многих эта история стала былью. Как ни странно, в стремлении утвердиться в «не-я» аспекты «эго» могут зависать годами.

В порыве провозгласить, что «всё едино» или «я – осознанность», мы иногда только укрепляем разделенность, игнорируя тень. Тени спрятаны. Они не проявляются очевидно и открыто в свете осознанности. Они непознанные, невидимые, подавленные аспекты нашего «я». Будь они открытыми и очевидными, их можно было бы просто узнать, осознавая и замечая мысли, возникающие и растворяющиеся в свете осознанности. В результате этого медитация, исследование, расслабление в осознанности, узнавание вне-концептуального присутствия, центрированная молитва, учения прямого пути, нео- и традиционная адвайта, випассана и другие восточные духовные практики и методы выражения, созданные с целью указать на прямое переживание присутствия, не затрагивают тень. Они не предназначены для работы с тенью. Восточные учения имеют дело только с недуальной осознанностью, а не с относительными историями «эго». К сожалению, именно потому, что они не затрагивают аспект тени, в восточной традиции многие учителя и ученики в конце концов так и продолжают сражаться со своей тенью или цепляться за неё, совершенно не понимая причины этого.

Тени – это то, что мы не любим рассказывать о себе. Тем не менее, это всё равно есть в нас, даже если мы этого не видим. Зато это видят окружающие. Но сами-то мы не замечаем этого в себе. Это наши слепые пятна. Мы выталкиваем из себя эти непринятые черты и находим их в «других». Именно поэтому тень часто называют «вытесненным я». Кажется, что проблема в ком-то другом, но на самом деле это «моя» проблема, это вытесненная и проецируемая вовне часть меня.

Важно подчеркнуть, что пока мы вытесняем часть себя «вовне» и воспринимаем это как чужие черты и эмоции, никакое наблюдение не поможет. Нам кажется, что эти черты принадлежат другим, тогда как они – скрытые части отделенного я. Это части, которые мы презираем, которых стыдимся, которые мы вытесняем по разным причинам. Вы можете кричать, что нет никакого «я», миллионы лет, но все равно пропустите слепые зоны. Мы несем эти тени с собой в «просветление».

Джон Уэлвуд приводит хорошее определение тени в своей книге «Путь к Психологии Пробуждения»:

Сфокусированное мышление избирательно подчеркивает некоторые аспекты переживаемого, игнорируя другие, тем самым оставляя в тени эти обделенные вниманием аспекты. Тень – это зеркальное отражение того, на чем сфокусировано внимание. Предпочтение какой-либо части вместо целого приводит к противоположной тенденции, что является частью стремления к уравновешиванию.

Вот некоторые примеры противоположностей, которые могут стать тенью. Есть так же много других. Любая противоположность может стать тенью.

Подлый – милый

Контролирующий – не контролирующий

Жадный – щедрый

Веселый – грустный

Успешный – неудачник

Давайте придерживаться термина Уэлвуда «фокусное внимание». Отделенное «я» – это набор дуальных убеждений, например, «Я хороший», «Я жертва», «В моей жизни чего-то не хватает», «Я успешный телеведущий» или «Я несчастлив». Это всего лишь игра противоположностей. Мы фокусируемся на определенных чертах, убеждениях, идентичностях, чувствах, при этом отрицая или игнорируя другие. Например, чтобы поддерживать убеждение о себе как о «хорошем человеке», вы подавляете черты, мысли, поведение «подлого» себя. Вам приходится игнорировать их, рационализировать, отрицать, подавлять и не замечать их.

Например, чтобы быть духовными, люди вытесняют черты, чувства и убеждения, не соответствующие критерию «духовности». Тем, кто гордится отсутствием в себе стремления к контролю, приходится упорно не замечать контролирующий голос внутри. Те же, кто видит себя щедрыми, часто подавляют в себе черту жадности.

Акцентируя внимание на одной паре противоположностей, создавая из этого некий образ себя, мы подавляем, отрицаем и вытесняем другую сторону себя, которая никуда не девается, но уходит в тень. Подавление – это просто-напросто самообман. Противоположности взаимозависимы, это две стороны одной монеты. Они не существуют друг без друга. Вы не можете разделить их, разве что притвориться, но это ведь просто самообман. Можно подавлять или отрицать одну из сторон, но отделить её от другой нельзя. Теневая сторона всегда возникает вместе с «приемлемой». Вдруг вы, «хороший человек», например, начинаете замечать всех подлецов в мире: грубого менеджера в магазине, своего мужа, который кажется таким бесчувственным;начальника, который слова доброго никому не скажет.

Но мы – не наши убеждения. Наша подлинная идентичность не ограничена лишь одной из противоположностей, не зависает ни в «милости», ни в «подлости». Хотя, может быть, приятно утверждать свою идентичность в некоем дуальном убеждении или черте, но наша истинная природа – осознанность. Узнавание осознанности – это не про комфорт. Это про то, чтобы видеть, что на самом деле есть в настоящий момент. Осознанность – это пространство переживаемого, в котором все противоположности нераздельно возникают и растворяются.

Проверьте это на себе прямо сейчас. Неважно,что вы себе рассказываете, это все равно проявляется в пространстве осознания. Если вы говорите: «Я контролирующий», здесь все еще есть осознание этого убеждения, которое видит историю возникновения объекта со своей перспективы. Противоположная история «Я не контролирующий» так же возникает с этой перспективы. Эти истории равнозначны, как проявления в пространстве осознанности.

Мы находимся в конфликте с воображаемыми «другими», выбирая одно убеждение вместо другого и цепляясь за выбранную сторону как за свою идентичность. С этой точки зрения возникающие объекты не видятся равнозначными. Выбираемой стороне уделяется гораздо больше внимания. Как утверждает Уэлвуд, «тень – это зеркальное отражение того, на чем сфокусировано внимание…предпочтение какой-либо части вместо целого приводит к противоположной тенденции». «Другой», с которым ты в конфликте– это просто твоя тень, которая везде следует за тобой, в любых отношениях.

Работа с тенью

Скотт Киллоби имеет разрешение использовать разработанный интегральным институтом процесс «3-2-1 Работа с тенью». Это потрясающе мощный метод. Он состоит из трех частей:

Обнаружение тени
Диалог с тенью
Признание тени
Обнаружение тени

Самое главное на этом этапе – в первую очередь обнаружить тень. Огромная ошибка в процессе поиска тени – это погружение в умственный анализ своей истории в попытке обнаружить тень. Кроме того, существует тенденция просто сидеть и бесконечно размышлять о разных людях и обстоятельствах в своей жизни, пытаясь увидеть в своем прошлом борьбу с тенью. В этом нет необходимости. Не нужно фиксироваться на историях из своей жизни. Это не более чем зацикленность на себе. Простое присутствие в настоящем позволит вам увидеть, в чем ваш внутренний конфликт. Просто будьте внимательны здесь и сейчас. Не анализируйте прошлые конфликты с другими.

Тень показывает присутствующий конфликт. Кого бы вы не увидели в настоящий момент с чувством или чертой, которая действительно вас беспокоит, – это и есть тень. Другой человек – зацепка для вашей тени.

Многие ошибаются, называя проявлением тени любые суждения об окружающих. Не каждое суждение – тень. Например, если ваш сосед много говорит, мысль «мой сосед много болтает» – не обязательно ваша тень. Может быть, ваш сосед действительно просто много говорит. Тень можно распознать по степени того, насколько это вас беспокоит. Зацепками являются те люди или явления «вовне», которые провоцируют у вас сильные ментальные и эмоциональные реакции. Если вы чувствуете сильное раздражение или даже злость, когда ваш сосед болтает, это наверняка работа тени. Вот что означает обнаружить тень.

После обнаружения своей тени многие из тех, кто занимается практиками осознанности, делают большую ошибку. Они просто осознанно наблюдают за негативными мыслями и эмоциями о соседе. Но такое наблюдение часто может только укрепить убеждение в существовании «другого». Так что получается что-то вроде «Я наблюдаю свои мысли и чувства о своем чертовом соседе, который слишком много болтает». Это только усиливает разделение на «я» и «другие». Начинает казаться, что вся проблема в соседе. И наблюдение может укрепить это искаженное восприятие. Никакое осознанное наблюдение происходящего не проявит истинного положения вещей в том, что касается тени. В пространстве осознанности тень всегда кажется проявлением «других», а тем, чем она является на самом деле – вытесненным аспектом вашего «я». Не нужно наблюдать. Ведите с тенью диалог и признайте её.

Диалог с тенью

Следующий шаг заключается в том, чтобы войти в диалог с другим человеком или чертой характера. Сперва вступление в диалог с «другим» может показаться забавным или даже странным. Но выясните, что же вас на самом деле так беспокоит в этой черте или в этом человеке. Не нужно вести беседы с реальным человеком. Поговорите с собой. Произнесите это вслух. Например:

Джона очень раздражают контролирующие люди. Он замечает, что спорит в уме с теми, кто контролирует других. Он бы очень хотел, чтобы каждый из них заткнулся и оставил всех в покое. В процессе 3-2-1 Джон обнаружил момент, когда возникает тень. Однажды он заметил, что у него возникает сильная ментальная и эмоциональная реакция на его контролирующего начальника. Джон не просто наблюдал свои мысли и эмоции. Он вышел и, будучи один-на-один с собой, притворился, что босс сидит с ним в комнате, и сказал ему: «Ты мне совершенно не нравишься. Ты заносчивый, властный и контролирующий! Ты всегда думаешь, что всё знаешь лучше других, и меня это уже достало!»

Без диалога с тенью это неприятие и дальше возникало бы в Джоне в отношении его начальника или других людей. Тень постоянно повторяется в нашей жизни. Это обусловленные рефлексы, цикличные и бесконечно повторяющиеся. В диалоге с тенью Джон увидел, что именно так раздражает его в начальнике. Он распознал эту черту – контроль. Он назвал её и увидел причины своего отвращения к ней. Джон перестал игнорировать, подавлять или отрицать то, что на самом деле чувствует. И впервые этот цикл прервался.

Признание Тени

Когда вы вошли в диалог с тенью, вы можете её признать. Что это означает? Это значит перестать притворяться, что есть «я» и есть «другие». Это означает взглянуть на свою жизненную историю, на то, что происходит у вас в мыслях, и увидеть, что так раздражающая вас в других черта присутствует и в вашей личной истории. Это означает действительно присвоить себе эту черту, признав: «Я контролирующий», «Я жадный», « Я и есть то, на что я так бурно реагирую». Это означает действительно перечислить, как в вас самих проявляется та самая черта, которая вас так раздражает в других. Почувствовать, как это – признать то, что вы отрицали. Увидеть, где вы ведете себя как контролирующий или жадный. Признание положит конец самообману. Эта тема перестает укореняться только на одной из границ – где-то вовне у воображаемого «другого».

Когда тень признается и видится как часть себя, осознанность – ваша истинная природа – видит и вас, и других просто как мысли. Вы больше не строите свою идентичность на дуальной черте и не сражаетесь с её противоположностью. Тогда я и другие, и дуальные черты, поддерживающие разделенность, видятся как равнозначные проявления осознанности. Пока вы сражаетесь с тенями, явления не воспринимаются равнозначными. Разделенность кажется реальной.

В вышеуказанном примере Джон признает свою тень, просматривая свои мысли и видя, что мысль о том, что контролировать людей нельзя, – сама по себе контролирующая. Если Джон посмотрит чуточку дольше, он, возможно, увидит, что у него есть всевозможные мысли о том, что другие должны измениться. И это контроль. Он думает, что знает, что лучше для других. Звучит очень похоже на ту черту, с которой Джон боролся в своем начальнике, не так ли? Это не случайность. Джон сражался со своей тенью.

Мы признаем подавленную и спроецированную вовне черту, чтобы НЕ зависать в её противоположности. Мы признаем ее потому, что она УЖЕ наша. Это уже аспект нашего эго, который был подавлен, потому что казался слишком ужасным или слишком прекрасным. Признавая его, мы не начинаем верить в какую-то новую историю. Вместо этого мы начинаем видеть все истории, все противоположности, как равнозначные проявления, приходящие и уходящие в том, чем мы являемся на самом деле – осознанностью.

Когда в нас живет убеждение в разделенности, дуальности борются сами с собой. Противоположности реагируют друг на друга. Это все основывается на кризисе идентичности: мы не знаем, кем или чем являемся. Например, хорошие люди борются с плохими. Глупые – с умными. Духовные– с бездуховными. Список бесконечен. На примере Джона смысл не в том, чтобы Джон рассказал другую историю, и не в том, чтобы самому стать контролирующим. Речь просто о том, чтобы увидеть все противоположности как равнозначные проявления нашей истинной идентичности – осознанности.

Тени как предметы мебели, слишком темные, чтобы рассмотреть их в свете фонарика в пространстве разума. Узнавания осознанности просто недостаточно. Когда мы признаем тени, свет наконец-то касается их. И мы видим свои тени проявляющимися в личине других людей. Видя себя как проявления сознания, узнается наша истинная идентичность – осознанность. Мы перестаем цеплять свою идентичность на дуальные, односторонние истории. В признании теней они видятся как проявления в осознанности, а не как призма, глядя сквозь которую мы сражаемся или хватаемся за других, стремясь остаться в разделенности. Признание их позволяет нам попрощаться с ними, увидев, что они – не мы. Мы не являемся ни одной из противоположностей. Наша истинная природа – не дуальная осознанность.

Чтобы подытожить процесс, мы обнаруживаем тень, входим с ней в диалог и потом признаем ее. Этот процесс подходит для работы с любой чертой, на которую вы сильно реагируете в ком-то другом.

Тени и Эмоции

Тень не возникает только как черта характера. Вы когда-нибудь говорили: «Почему он такой чертовски злой?» Вас беспокоят злые люди? Мы обусловлены верить, что злость– это плохо. В духовных и религиозных учениях часто наблюдается именно такая точка зрения. Мы научены подавлять злость или «наблюдать» ее. Вместе с тем, злость – это естественное выражение осознанности. Всё, возникающее в осознанности, – это её естественное и нераздельное проявление. Отрицать или подавлять что-либо означает отрицать этот основной и очевидный факт нашего существования. Это не приглашение идти и причинять боль другим в попытке «выразить» свой «естественный гнев». Основная мысль здесь в том, что гнев возникает и исчезает спонтанно, нераздельно, гармонично и динамично в пространстве осознанности. Мы не выбираем его. Он просто происходит. Отрицать его природное проявление – это подавление.

Оно предполагает существование того, с кем происходит гнев, того, кто должен что-то с этим сделать, избавиться от него или подавить его. В своем прямом переживании мы видим, что нет никакой личности. «Личность» – это просто мысль, возникающая в пространстве осознанности. Гнев возникает непосредственно из той же чистой, обнаженной осознанности. Заметив, что гнев возникает только в пространстве осознанности, а не личности, гневу позволяется быть тем, чем он является. В этом личность видится как ложная конструкция (эго).

 

 

Заключение

Независимо от того, как возникают тени и какую форму они принимают, когда тень признается, мы распознаем осознанность как то, в чем возникают и растворяются все противоположности и все точки зрения. Мы видим,что все наши представления о себе и их противоположности «вовне», с которыми мы сражаемся или за которые цепляемся, — это равные, нераздельные проявления. Даже после признания тени у нас может быть своё мнение. Можно утверждать свое мнение, даже настойчиво. Но нет никакого «я» за этой точкой зрения, когда тени признаны. Как и нет никакого другого. Не за что держаться. Нечего защищать. Свобода.

Источник

(Visited 52 times, 1 visits today)

Комментарии