Сегодня практически все в нашей жизни делается для того, чтобы обеспечить себя максимальным комфортом, в том числе психологическим. А это бывает непросто, ведь все мы ежедневно сталкиваемся с собственными негативными эмоциями. Что с ними делать-то? Отвернуться и не замечать? Подавлять? Принимать? Давать им волю? Буддизм — система мировоззрения, которая развивает позитивное мышление. О негативных эмоциях и работе с ними мы поговорили с Кхенпо Карма Гьюрме, буддийским профессором и старшим преподавателем шедры (колледжа) буддийского монастыря Ка-Ньинг Шедруб Линг.
Что такое «негативные эмоции»?
Это эмоции, которые заставляют нас страдать и делать дурные вещи. Злость, страсть, осуждение, эгоизм… Они беспокоят наш ум и влекут за собой не самые благовидные поступки. С другой стороны, положительные эмоции хоть и не влекут за собой каких-то плохих поступков, могут тоже быть вредны.
Как это?
Например, вы наслаждаетесь ну очень вкусной пищей и это дарит вам счастье. Но в этот момент вы счастливы не только из-за прекрасного аромата и искусной стряпни — у вас хорошее настроение, вы в отличной компании, у вас ничего не болит и в целом день удался. Вам очень хорошо в этот момент, все вокруг вас так прекрасно, вы счастливы. Это глубокое, сильное переживание счастья вы будете связывать с определенным блюдом и снова будете искать его. Вы попытаетесь воспроизвести свои эмоции — вновь отправитесь в тот же самый ресторан, закажете то же самое блюдо и будете придирчиво ждать: ну, счастье, ты где? Но вы не сможете полностью воссоздать все обстоятельства и будете чувствовать разочарование.
Нам легко почувствовать себя счастливыми и точно так же легко почувствовать раздражение. Ум привычно погружается в эти эмоции. В такой момент нам тяжело управиться с собой, и в этом сильные позитивные и негативные эмоции похожи. Когда ваш ум в нейтральном состоянии, то управлять эмоциями, переживаниями проще. Вы всегда будете зависеть от того, что внутри, а не снаружи. Поэтому не стоит позволять своему уму вовлекаться в возникающие эмоции.
Полезны ли негативные эмоции?
Краткий ответ таков: когда эмоции нас контролируют — они вредны, когда мы их контролируем — они полезны.
Для развития нужна страсть, желание; условно назовем это чувство жаждой. Жаждой удовольствий, приобретений. Если мы ее не контролируем, эта страсть разрастается, начинает диктовать нам, как жить. Человек ассоциирует эту жажду с собой. Однако в ваших силах контролировать, сколько такой жажды вам надо в жизни. Решите, кто тут главный, кто кого будет кого использовать — вы жажду или жажда вас. Когда вы начинаете хорошо чувствовать эту грань, вам будет легче изменять свое отношение ко всему и в повседневной жизни. Например, вы не будете как прежде гоняться за приобретением каких-то вещей, потому что будете понимать, сколько вам их на самом деле надо, чтобы хорошо и комфортно жить.
Это не значит, что нужно стать аскетом и от всего отказаться. Это значит, что можно научиться контролировать желания и понимать, нужны вам на самом деле эти вещи, достижения, действия или нет.
Мы можем использовать эмоции и чувства правильно и неправильно. По сути, эмоции очерчивают зону нашего комфорта. Многие вещи вне нее часто вызывают негативные переживания, отторжение. Например, вы обижаетесь и раздражаетесь, если кто-то говорит о вас гадости. Но почему вы обижаетесь? Какая часть вас бунтует против услышанного? Почему вы думаете, что услышанное вами плохо? Сам факт возникновения негативной эмоции дает вам возможность подумать обо всем этом, исследовать природу своего эго, проанализировать это состояние ума. Это — правильное использование эмоции. Когда вы начинаете так относиться к эмоциям, вы узнаете очень много нового о себе и своих иллюзиях, отказываетесь от них и расширяете собственную зону комфорта. Значит, вы становитесь менее уязвимым, вам все комфортно и хорошо.
Вы сказали, что эмоции определяют зону нашего комфорта. Но речь не только о комфорте, а еще и о безопасности. Они подсказывают нам, когда кто-то другой нарушает границы. Эмоции — это вариант самозащиты, не так ли?
Это так, но давайте посмотрим на ситуацию иначе. У человека есть много видов страха. Есть такие, которые связаны со страхом что-то потерять — например, деньги, имущество, репутацию, дружбу и уважение людей. Сегодня страхов становится слишком много. В ответ на это мы стараемся себя обезопасить и становимся заложниками собственного страха. Нормально, если вы закрываете вход в свой дом дверью. Странно, если у вас на входе забор и пять дверей. Все это рождается в нашем уме: слишком много заботы о собственной безопасности создает барьеры.
Если чтобы попасть в ваш дом нужно по очереди открыть пять дверей, то это не дом, а тюрьма.
Как соблюсти баланс? Следить за своим умом. Вернемся к примеру с домом. Допустим, у вас есть одна дверь. И вы начинаете думать: достаточно ли я защитил свое жилище? Может, нужно поставить еще одну дверь? Отслеживайте эти мысли, анализируйте их: почему они возникают? Имеют ли под собой какое-то реальное основание или это просто страх ума? Почему вы не доверяете пространству вокруг себя?
Что такое «позитивное мышление» по-буддийски?
Позитивное мышление может преследовать разные цели. Например, в современном понимании это противоядие от неприятных для вас эмоциональных состояний. Такое позитивное мышление приводит к временному результату. Например, вы можете на какое-то время, иногда довольно продолжительное, избавиться от депрессии, беспокоящих негативных эмоций. Но этот путь не основан на мудрости. И поэтому срок работы таких временных достижений рано или поздно закончится, и если не в этой, то в следующих жизнях вы обязательно вновь столкнетесь с нежеланными эмоциональными состояниями.
Буддийское позитивное мышление строится на фундаменте мудрости, которая распознает истинную природу вещей. Обычно мы видим все в мире очень вещественным, плотным, важным. Буддийская мудрость помогает посмотреть на это под другим углом, и мы начинаем замечать, что все вещи существуют не так, как мы думали раньше. Изменяется наше отношение к ним, мы перестаем уделять столько внимания, сил, эмоций тому, что раньше так задевало и заставляло страдать. Получается, это тоже разновидность позитивного мышления, вернее, позитивного восприятия окружающей реальности. С буддийским мышлением даже самые тяжелые события в жизни вам не будут казаться такими пугающими и страшными. Их природа не меняется — меняется ваше отношение к ним.
Можно сказать, что негативные состояния легко размножаются. Разрушительные эмоции способны порождать одна другую.
Например, когда вы раздражены, вам легко добавить к этому состоянию еще и зависть, и ревность, обратив их на какой-то объект извне. Это уже целых три негативных эмоции! А ведь когда мы в негативе, то, порой, невозможно понять, что конкретно мы чувствуем, настолько эти эмоции смешиваются между собой. Одно из принципиальных отличий буддизма от других систем позитивного мышления — он учит видеть причины возникновения негативной эмоции, помогает изучить ее, исследовать то, как она развивается. Это логичный, фундаментальный подход, а не ловушка для психики. Если вы отвернетесь, сделаете вид, что если вы не замечаете негатив, что его нету — это не сработает. Если вы запасетесь терпением и будете понемногу изучать то, как он возникает, работает и исчезает — вы победите, и это будет настоящим буддийским позитивным мышлением.
Как вы советуете справляться с негативными эмоциями?
Во-первых, понять, что эмоции — это не вы. Это очень непросто сделать! Даже в лингвистическом смысле мы привыкли говорить: «я зол, я раздражен». Нужно понять, что эмоция — это не вы, она живет отдельно от вас. Не принимайте ее на свой счет.
Во-вторых, каждый раз думайте, что приносит вам та или иная эмоция. Например, вы не на шутку разозлились. Остановитесь и просто подумайте: что принесет мне этот гнев? Будет ли он для меня полезен? Что будет, если я сделаю сейчас так, как велит мне гнев? Сделает ли это меня счастливее? С одной стороны, вы сможете контролировать то, как вы принимаете решения. С другой стороны, за это время самоанализа эмоция немного ослабнет, отпустит вас их своей хватки, и ваши действия не будут такими разрушительными, как могли бы.
Не думайте, что только негативные эмоции вредны. Позитивные эмоции приятны нам, но это всего лишь форма умственной привязанности. По большому счету, положительные эмоции тоже могут нам вредить и манипулировать нами. Будьте бдительны, распознавайте и анализируйте свои эмоции!
В-третьих, продолжайте эту практику внимательности. Это будет непросто, первое время вы будете замечать, что снова проиграли своим эмоциям, и они сильней вас. Но пока не посеешь, на урожай можно не рассчитывать. Старайтесь, не оставляйте попыток, не расстраивайтесь неудачам. Вы живете для того, чтобы учиться!
Благодарим Кхенпо-ла за интересную и содержательную беседу!
Сегодня украинские представители общины Рангджунг Йеше и монастыря Ка-Ньинг Шедруб Линг, где живет и работает Кхенпо-ла, занимаются строительством буддийского центра Джангчуб Чолинг в Житомирской области. Джангчуб Чолинг — это не просто будущий храм, а место, где можно будет обучаться буддийской философии и медитации у учителей аутентичной линии передачи, принимать участие в ретритах и вести духовную практику под руководством опытных мастеров. Сейчас центр на стадии строительства, и буддийская община Рангджунг Йеше будет благодарна за пожертвование любой суммы на строительство. Щедрость в буддизме — одна из самых важных добродетелей, которая является мощной основой счастья и благополучия в текущей и последующих жизнях. Вне зависимости от того, верите вы в это или нет.
О центре Джангчуб Чолинг — https://gomdeua.org/jangchub-choling-ru.php
Пожертвовать любую сумму на строительство — https://www.liqpay.ua/ru/checkout/i86322090701
Страница общины Рангджунг Йеше Украина в Facebook — https://www.facebook.com/RangjungYesheUkraine/
Примите участие в строительстве буддийского храма Джангчуб Чолинг — https://gomdeua.org/jangchub-choling-ru.php
Джерри
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: