Практикующий человек на определенном этапе своей борьбы всегда сталкивается с проблемой разочарования в практике или разочарования в своих способностях к практике. Это своего рода природное испытание на решимость продолжать следовать очищению своего естества. Если человек отступает, то значит, он пока находится на предыдущем этапе зрелости – этапе поисков себя, этапе разносторонних интересов, этапе, за счет которого происходит приближение к практике. То есть для человека еще не наступил тот замечательный критический момент, когда не практиковать – значит не жить.
Для практикующих же людей я могу сказать, что настроения апатии – это есть прямое указание на то, что ваша практика удачная. Ведь в противном случае таких мыслей и ощущений не возникло бы в поле вашего восприятия. Однозначно, такие настроения внушает Самость, ведь в человеке просто нет другого источника уныния. Это означает, что ваши действия ей не по нраву.
Как преодолеть в себе эти настроения? Давайте разберемся вместе.
Чего добивается Самость, внушая нам подобные самоощущения? Если мы в своей жизни дошли до состояния понимания неизбежности практики, то Самость будет стараться «ловить» нас в нашем стремлении практиковать. Она будет внушать нам такое: «эта практика не работает (или ты слабак и не способен к такому виду практики), поэтому надо переключиться на более эффективную практику – вот посмотри, Верка из Магадана просто сияет от того, что пошла на курсы кройки и шитья в экстремальных условиях. Они всей группой ездили на Северный полюс, где занимались вышиванием при минус 50 градусах, потом они научились штопать носки во время затяжного прыжка с парашютом. Она говорит, что как будто второй раз родилась. А ты чего сидишь?»
Смысл подобных мыслей в том, чтобы заставить нас переключаться с одной деятельности на другую. В результате таких переключений никакая практика не станет собственно настоящей практикой – то есть тем действием, которое мы делаем постоянно, внимательно, ежеминутно по миллиметру торя дорогу к Свободе сознания, прочь от диктата Самости.
Именно постоянный вектор жизненных усилий придает нашей жизни направление, в котором мы продвигаемся. Невозможно одновременно двигаться в двух направлениях, также как и невозможно служить двум хозяевам – все направления принадлежат миру страстей, и лишь одно принадлежит Богу.
Когда мы предпринимаем усилия в сторону очищения нашей сущности от всего наносного и загрязняющего, необходимо именно это устремление держать лейтмотивом нашей жизни.
Бессмысленно, а порой и вредно, на начальных этапах практики (или на этапе «широких интересов») формулировать себе направление усилий как «я хочу достигнуть бога» или «я хочу познать истину». В начале практики сознание настолько переполнено подсознательными суждениями и ошибочными представлениями, что такие формулировки могут быть лишь на руку все той же Самости.
В этом смысле начальные желания «облегчения участи» или «улучшения жизни» выглядят честнее. Практика приводит к изменению самого «я», которое исходя из своих первоначальных реалий ставило задачу для практики. Измененное «я» автоматически формирует другую жизнь и другую реальность.
Однако если первоначально желание что-то изменить было поверхностным или продиктовано фантазиями а-ля «я хочу достигнуть бога», то такого «воина света» легко остановит Самость, подкинув в его сознание новые увлечения или/и апатию к практике.
Реальные перемены невозможны без посвящения своей жизни усилиям по достижению этих перемен. То есть добиться устойчивых изменений не получится, если вы относитесь к практике как к факультативу, как к фону вашей жизни, как к способу, за счет которого вы намереваетесь преуспеть в чем-то другом, более для вас важном – будь то заработок денег, поиск славы, мужа (или мужа Славы), помощь всем несчастным котятам, достижение признания вашей исключительной продвинутости в кругу искушенных практикой лиц и т.д.
Кто-то скажет, что это все не так, поскольку он уже многого добился в жизни с помощью практики – смог добиться хорошего мужа, детей, родителей, карьеры, квартиры, парохода, парашюта, брошюры и жюри. Но этот рассказ не о жизни, а о смерти. А это значит, что и под практикой здесь подразумевается лишь одна единственная практика – очищение души. Результаты этой практики будут ценны, когда будут подводиться итоги прожитой жизни. Накопленные пароходы пойдут ли в зачет? Неизвестно. И если вам кажется, что пойдут, значит надо ориентировать практику на достижение самых жирных пароходов.
В конечном итоге надо думать своей головой и принимать решения исходя из имеющегося предыдущего опыта. Это самый верный подход. Ведь даже если вам внушат, что подлинная практика не приемлет пароходов, в то время как вы по своей реальной зрелости и опыту не будете готовы к принятию этого пути, то вам придется сотворить пароход из практики. Уж лучше принимать решения самому, исходя из собственного опыта, текущего понимания и интересов.
Итак, если вы непрестанно фокусируете ваше внимание на процессах очищения сознания, то рано или поздно вы начнете сомневаться в эффективности этого. Уныние может вами овладеть, поскольку пройдет уже много времени, а проблемы, которые вас окружали, будут то отступать, то наступать с новой силой. Вы начнете поглядывать на иные способы решения задачи. Так бывает часто.
Тут важно не поддаться этим настроениям и продолжать «фокусироваться на точке». Тот добьется успеха, кто будет во всех своих делах, взаимодействиях и даже развлечениях преследовать одну лишь цель – везде искать повод для практики самонаблюдения, везде искать повод для выяснения своих «зацепок».
Кто-то скажет: «Так чего их искать? Они просто жить не дают, лезут изо всех щелей! Лучше бы сказали, как найти метод по борьбе с ними!». На самом деле, лучшая борьба – это пристальное наблюдение за ними.
Так, что же делать, если вы в упадке по поводу своих скромных успехов? Знаете, обычно те из нас, кто добирается до этого этапа, прошли уже заметный отрезок дороги к Свободе. Оглянитесь назад, вспомните, такими ли вы были год назад? Как правило, вспоминание себя годичной давности приводит практикующего человека в изумление: «Да, а ведь действительно, год назад я был таким напыщенным индюком (или как вариант – глупой курицей)!».
Но сейчас вам кажется, что конца и края не видно вашим шаблонным реакциям. Вам от них противно и одновременно вы не можете ничего им противопоставить. Бессилие и разочарование.
Но почему именно сейчас вам так хочется опустить руки? Да потому, что вы наконец-то плотно прижучили вашу Самость – вы начали видеть ее как внешний процесс. Вы лишили ее главного оружия – невидимости для вас, единения с вами. После этого мало-помалу надо лишать ее пищи – автоматических машинальных эмоций, неконтролируемых реакций на внешние раздражители.
Если не сдаться, не переключиться на другие занятия, то остается всего-то 3-5 лет до капитуляции Самости. А после капитуляции надо будет еще десятилетия выводить на чистую воду разрозненные отряды партизанского движения гордыни. Так достигается целостность и осознанность всего существа человеческого.
Терпения и стойкости вам на этом пути!
Илья Бондаренко
Источник: http://www.happybasket.ru/materials/practice/razocharovanie-v-praktike
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: