Когда в вашей жизни появляется ребенок или вы только планируете пополнение в семье, вы уже готовы отдавать ему все самое лучшее и максимально заботиться о новом человеке. Более того, воспитывая своих детей, мы всеми силами стараемся дать им больше, чем было у нас, когда мы росли. Это касается не только хорошей одежды, еды, внимания родителей или разнообразия игрушек и впечатлений, но и раннего развития ребенка. Порой родитель хочет не совершать тех же ошибок, что и его родители, оставляя обучение и воспитание детей на самотёк. Возможно, чьи-то родители произносили фразы, вроде: «мне никто сказок на ночь не читал, и ничего – нормальным вырос» или «меня улица воспитала и человека из меня сделала». Возможно, чьи-то родители вынуждены были работать на нескольких работах в тяжелые времена и у них не оставалось ни сил, ни времени на общение и воспитание детей. Потому, современные родители, чью жизнь заметно упрощают нынешние блага цивилизации, рыночной экономики и открытой для импорта границы, могут себе позволить читать книги, статьи в интернете и обучающие видео о том, как развивать маленького ребенка и сознательно уделяют внимание именно интеллектуальному развитию своих детей. Потому что желают им хорошего образования, успешной карьеры и высокого положения в обществе. Как только малыш сложит свою первую пирамидку, мама радостно представит его успешным архитектором в будущем, если ребенок будет лечить лапу плюшевому медведю, мама будет мечтать как сын станет известным нейрохирургом, а если кроха нарисует каракулю, родитель обязательно представит как посещает первую выставку своего чада в Париже. Да, для каждого родителя, его дитя – самое лучшее и талантливое и он готов в лепешку разбиться, чтобы дать ему все самое необходимое и даже больше, чтобы развивать в нем даже самые малые зародыши талантов. Потому, раннее развитие – обязательный этап в жизни ребенка. Что это такое?
Раннее развитие – это обучение и воспитание ребенка от рождения до 6 лет. Дело в том, что в дошкольном возрасте человеческий мозг развивается настолько стремительно, что он буквально как губка впитывает любую информацию. Вы замечали, как к полутора-двум годам ребенок из забавного несмышленыша превращается в маленькую личность, способную запоминать огромное количество стишков, песенок, названий и имен, знать дорогу к бабушке в другом городе и к супермаркету, где продают любимые конфеты? Более того, ребенок начинает интересоваться окружающим миром, познавая его со стремительной скоростью, и утоляя голод своего любопытства, задавая сотни вопросов в день. Именно в этот период можно достичь потрясающих результатов, используя современные методики раннего развития детей, подготовив отпрыска к дальнейшей учебе и дав ему хорошую базу. Очень важно выбрать правильный подход к ребенку, исходя из его темперамента, характера, умений и навыков, чтобы не «спугнуть» и даже не отбить интерес к учебе на ранних этапах. Для этого надо выбрать для него соответствующие методики развития, а не идти на поводу у моды, просто выбирая самые «популярные» школы и развивающие центры.
Читайте также: «Гении с пелёнок: как убить детство ребёнка»
Давайте кратко рассмотрим основные методики раннего развития детей на сегодняшний день.
Самой популярной сегодня, пожалуй, считается методика Марии Монтессори. Основная идея данной методики – наблюдать за ребенком, не мешать ему и дать возможность развиваться творчески и как личность. В ней используют различные игрушки и поделки для того, чтобы ребенок познавал мир, играясь ими как он сам пожелает, а не по инструкции взрослого. Большое внимание уделяется развитию мелкой моторики ребенка, воображения и образного мышления. Задача педагогов и родителей – помогать ребенку развиваться, но не мешать ему познавать мир. Такая методика подойдет для деток-визуалов, которые лучше воспринимают визуальные образы, то есть «учатся глазами». Методика Монтессори богата тактильными ощущениями, чего таким деткам как раз и не хватало.
Методика Глена Домана так же широко известна. Кто из родителей не слышал о карточках Домана? На таких карточках изображены овощи, фрукты, виды транспорта, люди, предметы одежды и т.д. Суть методики в демонстрации карточек ребенку на протяжении 5-10 секунд, и назывании изображенного объекта. Позже, родитель или педагог могут обсуждать характеристики этого объекта с ребенком и задавать ему наводящие вопросы. Таким образом, ребенок запоминает изображения, расширяет свой словарный запас и еще такие упражнения являются отличным «тренажером» для мозга, развивая его интеллектуальный потенциал. Так же, на карточках присутствует текст, называющий изображенный объект и ребенок таким образом запоминает графическое изображение слова, что поможет ему в будущем с чтением.
Развивающие игры Никитиных. Методика Никитиных основана на развитии основных социальных и бытовых навыков ребенка в процессе игры. Дети сами выбирают себе игры по интересам. Родители принимают активное участие в таких играх, не навязывая свое мнение, а давая ребенку самостоятельно принимать решения и искать способы выхода из сложившихся ситуаций. Чаще всего игры Никитиных состоят из логических задач на развитие творческого логического и образного мышления.
Кубики Зайцева. Методика обучения чтению, письму и счету, разработанная Николаем Зайцевым, основана на системности подачи материала в доступной и интересной для ребенка форме – то есть, в игровой форме. Дети учатся считать, читать и составлять слова из кубиков в игровой форме: никакого сидения за партой, можно сидеть прямо на полу и играть кубиками, или бегать от доски к кубикам, танцевать, топать и хлопать в ладоши. Игровой учебный процесс интересен ребенку и он запоминает слова и числа, находясь в своем естественном состоянии – в игре и читая по слогам, что тоже дается ребенку легко.
Методика Сесиль Лупан основана на идее что лучшими учителями для ребенка являются его родители. Родитель должен помогать ребенку осваивать новое и расширять свой кругозор. Если родитель замечает новые интересы и способности у ребенка, он должен тщательно их развивать и всячески поощрять и подбадривать малыша. Обучение должно происходить в игровой форме, но нельзя допускать, чтобы ребенок уставал от него. В этой методике акцент делается на стимуляции органов чувств и на двигательной активности. Данная методика подойдет родителям, готовым и имеющим возможность посвящать очень много времени воспитанию и развитию ребенка.
Вальдорфская методика раннего развития заключается в том, что ребенка следует как можно дольше держать в его сказочном мире детсва и не «перегружать» интенсивным интеллектуальным развитием. В Вальдорфской школе, младшие дет занимаются разнообразными поделками, лепкой из пластилина и глины, рисованием и т.д. А игры должны развивать образность мышления и фантазию. По канонам данной методики, абстрактное мышление необходимо молодому человеку после 12 лет, а до этого возраста следует развивать образное мышление. То есть, до 7 лет дети играют в свободной форме, участвуют в спектаклях, играют в ролевые игры и создают поделки. А обучение счету и письму начинается лишь после 7 лет.
Кто-то считает методики раннего развития детей необходимостью на пути к успешному будущему, другие считают, что это лишает детей их счастливого детства. Но лишь родитель, который действительно прислушивается к потребностям своего ребенка, способен понять каким именно способом можно помочь ему развиваться дальше и приобретать новые знания и навыки. Неважно какая методика раннего развития больше подходит вашему ребенку. Неважно, если с ребенком не будут заниматься по вышеизложенным методикам. Важно, чтобы развитие и взросление маленького существа происходило гармонично. Самое главное, нельзя проводить занятия с ребенком насильно, когда он противится этому. Категорически нельзя шантажировать или угрожать ребенку физическими наказаниями, если он отказывается заниматься. Вне зависимости от выбранной методики или её отсутствия, любые занятия с ребенком должны приносить ему радость и удовольствие и тогда они будут приносить положительные результаты.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: