Научный подход: что такое гармония и как ее достичь

Современный мир диктует свои правила: мы должны быть активными, целеустремленными, общительными и гармоничными. Что же это такое «гармония личности», можно ли ее достичь единожды и сохранить на всю оставшуюся жизнь? Давайте разбираться, можно ли стать гармоничнее или это просто гонка за несуществующим идеалом.

Начнем с того, что слово гармония происходит от древнегреческого «harmonia», которое означает согласование «составных частей» в едином, иногда даже противоположных. Гармонию мы можем встретить во всем, с древних времен нам известны принципы мировой гармонии — принцип Инь-Янь из Древнего Китая, принцип золотого сечения и принцип «золотой середины» из Древней Индии, а также концепция Пифагора «Все есть число» и Аристотеля, который развил ее в единство многообразия. Закон гармонии можно описать, что любой предмет живой и неживой природы стремится к определенному оптимальному состоянию и функционированию.

Синонимами гармонии могут быть «равновесие», «сбалансированность», «соотношение», «цельность». А само слово «гармония» мы встречаем в произведениях Гомера, Гераклита, Горация, которое означало буквально «разногласное согласие». Ближе к нашему времени Гёте описывал «воспитание гармонически развитого человечества», целью которого было развитие всех ценных качеств человека и пребывание их в равновесии.

Возникает вполне логический вопрос: в чем же состоит гармония жизни и как определить гармоничность личности? Намного проще сказать в чем состоит дисгармония, об этом неустанно пишут многие психологи и не только, и, так сказать, стараются оттолкнуться от обратного. То есть, описывают симптом, но отнюдь не целое. Если сравнить с понятием здоровья, мы прекрасно знаем, какие признаки здоровья и нездоровья, да и с рецептами получения того самого здоровья тоже все в порядке. Гармонию же, необходимо рассматривать исходя из разных аспектов человеческой жизни: психологического, телесного и духовного, а также внутреннего и внешнего бытия личности.

Гармонию в психологическом плане мы можем расценивать как равновесие и устойчивость каждого из обозначенных выше аспектов, а также их согласованность. Акцент на чем-то одном даст уверенность и опору, однако это не будет гармонией, для нее необходимы равномерно развитые аспекты личности. Конгруэнтность или цельность личности, к которой стремится, по мнению К. Роджерса, каждый человек и есть синонимом гармонии. Умение думать, чувствовать и говорить одно и то же в данный период времени и есть пример согласованности и гармоничности личности.

Активность, свойственную человеку, можно разделить на два потока: экстраактивность (направленная на внешнее пространство) и интроактивность (направленная на внутреннее пространство). Когда активность, направленная на внешнее пространство не реализовывается должным образом, появляется недовольство результатами, накопление отрицательных оценок своей деятельности, что приводит к постепенному снижению мотивации, уменьшению взаимодействия и самореализации в делах. Таким образом, происходит перераспределение энергии в пользу увеличения внутренней активности, это может проявиться в стремлении к самосовершенствованию, излишнему вниманию к своему внутреннему миру. А в случае, деструктивного сценария и вовсе к самокопанию, неврозам и проч. Если вовремя не отследить этот момент, попыток проявлять себя во внешнем пространстве будет все меньше и, соответственно, состояние еще больше отдалится от гармоничного.

Человек существует одновременно сразу в трех мирах: предметном (мире вещей и предметов, как физическое тело); биологическом (мире живой природы, как живая система); социальном (в мире людей, как социальная единица). Именно существование в этих трех мирах и находит свое отражение в личности и накладывает свой отпечаток.

Основными маркерами гармоничности психологической организации личности являются сформированность, сбалансированность и интегрированность (внутренняя согласованность) интеллектуальной, эмоциональной и поведенческой сфер жизнедеятельности личности. Иными словами, сверхчеловек, шутка, но с долей правды.

Стоит обратить внимание, что каждое из этих определений тесно связано с понятием гармонии, но не эквивалентно. Например, человек может быть интегрированным и негармоничным, но не может быть гармоничным и неинтергированным.

В случае экспериментального подхода и определения «уровня гармоничности личности» за основу стоит брать усредненный диапазон пропорций (3-:-4):1 («психологическое золотое сечение»). То есть, по пятибальной шкале наиболее «подходящие» оценки будут в районе 3,5 — 4,5 баллов. Тут сразу хочется вспомнить известную поговорку «Лучшее — враг хорошего».

Можно подытожить все вышесказанное выделив две группы общих критериев психологической гармонической личности:

1. Экологическое отношение к себе и к окружающему миру. Положительная Я-концепция, чувство единства с живой и неживой природой, хорошая адаптация в разнообразных жизненных средах;

2. Полезное, устойчивое, творческое и экономичное функционирование и развитие личности, а также других людей и окружающей природы.

Итак, мы видим, что внутренняя гармония невозможна без гармоничных связей с внешним окружением. То же самое касается и межличностных отношений, они будут гармоничными в случае согласия индивида самим с собой. И не забываем о душевной гармонии — это равновесие веры в себя, в свои силы и в свое окружение.

Автор: Ксения Никонорова

(Visited 95 times, 1 visits today)

Комментарии