Воспитание ребенка — достаточно сложный процесс, который требует не только интуитивного подхода, но также и специального обучения родителей тому, как следует правильно общаться с детьми. Наверное, именно поэтому на мастер-классе Елены Куликовой «Я умею играть» собралось такое большое количество молодых мам и даже пап, педагогов и девушек, которые готовятся к появлению малыша на свет. Мы не могли пропустить семинар одного из лучших современных педагогов по работе с детьми — Лены Куликовой, чтобы научиться правильно адаптировать игровой материал под индивидуальные особенности ребенка. Методики Елены дают поразительные результаты как в работе с обычными детками, так и в адаптации для детей с особенностями развития. Самыми важными моментами из семинара в Киеве, который прошел 7 июля в конференц-холле «Депо» готовы поделиться с вами прямо сейчас.
Я не читаю никаких книг — честно, нет времени. Дети, которые приходят ко мне круглый год — и есть моя книга. Все дети разные, требуют индивидуального подхода, и это невозможно прочитать все в книге.
— важность применения игровых пособий
Если правильно применить игрушки, то можно развить все виды памяти, речь, улучшить концентрацию внимания. Сделать игровое пособие можно в домашних условиях — например, волшебную коробочку из обуви, обклеив ее пуговицами, лентами, фетром (здесь решает все ваша фантазия). Такие боксы развивают и учитывают сразу ряд моментов:
- форма
- цвет
- величина
- конструирование
- работа по схеме
- память
- математическое предложение
- развивает речи
- музыкальные игрушки
- чтение
- логическое мышление
- ориентация в пространстве
- профессии
- окружающий мир
— время занятия с детьми
Дети занимаются 40-45 минут. Задача педагога — развить усидчивость, не нарушая психику ребенка.
— виды моторики
- Мелкая моторки — пальцы (на концах пальцев находятся нервные окончания, которые отвечают за развитие всех функций головного мозга);
- Тонкая — вся рука (ее тоже надо развивать, делать вращения руками, держать ладошки над столом);
- Общая — все тело (необходимо давать ребенку физическое развитие).
Важно, чтобы в дошкольном возрасте ребенок научился владеть своим телом, занимался физкультурой. Очень важна для развития «пальчиковая гимнастика» — мы поем, ребенок слушает и пытается повторять, что мотивирует его на развитие речи. За каждым словом — действие. Работают обе ручки и ребенок развивает память. Слышать, петь и повторять — это уже три действия. Многие дети именно после пальчиковой гимнастики начинают говорить.
— межполушарная связь
Важно развивать и левое и правое полушарие. Начиная с занятий в детских садах и школах, повышенное внимание уделяется развитию аналитических способностей ребенка. Именно поэтому для многих родителей более актуально развитие правого полушария у ребенка — чтобы оба полушария развивались параллельно.
Я начинаю заниматься с детьми с 8 месяцев. Я все проговариваю, перекладываю, пропеваю. Самая большая ошибка — давить на ребенка и заставлять его делать то, к чему он еще не готов.
— эмоции
Дети реагируют на мои эмоции, и это формирует их позитивное отношение ко мне. Мы не ставим четко поставленных задач, мы учимся с предметами, играя, сравнивая, складывая их.
Что помогает мне увлекать детей? Эмоции!
— таймеры
На своих занятиях я часто использую игры с таймерами — «заводилки», песочные часы, кухонные таймеры и так далее. Так как большинство детей не могут воспринимать информацию при наличии даже минимального шума, со временем они учатся не обращать на отвлекающие звуки внимания и могут концентрировать на том, что им нужно сделать.
Цифру нужно показать — ребенок должен знать цифру зрительно и уметь воспринимать ее на слух.
— цвет
Пособия для цвета:
идем в магазин и покупаем две упаковки кухонных губок разных цветов. Берем любые четыре цвета и импровизируем: «Посмотри, какие дома! Нам надо их достроить!» Поднимаем губки, как тяжелые кирпичи: красную губку важно положить на красную — готов красный дом! Так поступаем со всеми цветами. «Ой, как тяжелый кирпич!». В основе обучения — эмоции!
берем дома цветную бумагу, создаем гаражи разного цвета, берем машинки и завозим на разноцветные листы бумаги: одну машину в красный гараж, вторую — в зеленый! и так далее;
берем цветные пластмассовые шарики, отрезаем верхушку от пластиковых бутылок, на каждую приклеиваем цветную бумагу и распределяем цветные шарики по соответствующим цветам.
На каждом занятии придумывайте новую, интересную игру, и ребенок с удовольствием будет ждать вашего урока!
— величина
Дети должны уметь мыслить не только категориями «большой/маленький», но и разделять предметы, людей на высокий, низкий, длинный, короткий. В этой связи можно сделать игру с разноцветными шнурками разными по длине. Каждый раз, доставая новый шнурок, можно акцентировать внимание и на его цвете и/или на длине (здесь единственное ограничение для вариации — возраст ребенка).
— память
Хорошо развивают память игры на запоминание предметов. Сначала предложите ребенку запомнить несколько предметов, проговорите их название, а затем накройте их стаканами и задавайте вопрос: «А где же зайка, ежик?» Ребенок должен попытаться правильно указать на предмет, выбрав из всех вариантов один загаданный вами.
— математическое представление
Знание цифр от 1 до 10 ничего не значит. Если мы даем цифры, то позволяем с ними познакомиться и на слух, и зрительно, чтобы ребенок усвоил эти цифры.
Когда ставишь ребенку цель, мотивируешь, заинтересовуешь, то ему есть куда направлять энергию — и тут уже не до капризов.
— предлоги
Важно, чтобы ребенок ориентировался в предлогах «на», «над», «за», «под». Вы можете взять стакан и игрушку — например, «зайка над стаканчиком, зайка перед стаканчиком…». Я ставлю 10 кубиков и беру 10 разных машин (“машина на кубике»), выбираю один предлог, который буду закреплять на этом занятии. В следующий раз обыгрываем новый предлог, затем — повторяю два предыдущих. Одно занятие — один предлог.
— профессии
Мы мало говорим своим детям о том, чем занимаемся на работе. Дети, как правило, знают четыре профессии — доктор, учитель, полицейский и пожарный, но все профессии нужны и все профессии важны. В играх с ребенком я не просто называю род деятельности героя, но и обыгрываю каждую профессию — собираю чемодан с инструментами, беру вату, таблетницу, шприц, бинт, и мы едем на скорой помощи, если речь идет о докторе. Приезжаем в место назначения, а там животные, и они просят о помощи. Я беру пластырь и начинаю лечить: “У собачки болит спина — задача ребенка приклеить пластырь”. На следующем занятии мы возьмем другую профессию. Таким образом за год ребенок узнает 20-30 новых профессий.
Чтобы понять готов ли ребенок в школе, нужно отвести его к педагогу-психологу.
— фонематический слух
Слуховое восприятие малышу помогают развивать специальные детские приемники. В домашних условиях можно обойтись без дополнительных развивающих игрушек. Так, к примеру, приходите домой и говорите малышу: “Знаешь, сегодня с нами будут говорить домашние предметы”. И ребенок слушает шум машинки, чайника, крышки от кастрюли, кипящей воды, клавиатуры…
Эта история не про раннее развитие. Моя история про то «как играть» с детьми, направляя их, помогая в решении индивидуальных трудностей в развитии.
Конечно, это далеко не весь спектр знаний и эмоций, которые были доступны каждому из 350 слушателей мастер-класса в Киеве. Для тех, кто хочет получить большей информации, подписывайтесь на @leno4ka_kulikova. Учите ребенка, играя, преподносите новый материал в игровой и непринужденной форме, и будет вам счастье в работе с нашим будущим — нашими детьми!
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: